Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься
самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и
результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как
размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ.
В современной педагогике под
рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать
то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи
особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде
всего с рефлексией.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не
рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном
случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной
школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие
рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не
на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Рефлексия может осуществляться не только в конце
урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена
на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного,
обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.