Воскресенье, 19.05.2024, 08:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Виды рефлексии

 

     Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

     Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

     Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

     Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

     Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 

     При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

·         физическую (успел – не успел);

·         сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

·         интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

·         духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

 

   Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

 

  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

ü  рефлексия настроения и эмоционального состояния;

ü  рефлексия деятельности;

ü  рефлексия содержания учебного материала.

 

  Таким образом, рефлексия может:

1)      выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)      отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)      быть средством самопознания.   

 

 

 

Виды   рефлексии

 

Интеллектуальная рефлексия.

 

  Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

1.      Выбери верное утверждение:

Ø  Я сам не смог справиться с затруднением;

Ø  У меня не было затруднений;

Ø  Я только слушал предложения других;

Ø  Я выдвигал идеи...

2.      Моделирование или схематизация  своего понимания, действий  в  виде рисунка или схемы.

3.      Паучок (солнышко, цветочек)фиксация ассоциативных связей любого понятия.

4.      Кластер (гроздь)фиксация системного понятия с взаимосвязями.

5.      Табличкафиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

 

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

6.  Пометки на полях (инсерт, маркировка)обозначение с помощью  

               знаков на полях возле текста или в самом тексте:

               «+» - знал,      «!» - новый материал (узнал)      «?» - хочу узнать

7.      Архивариусвхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

8.      Шпаргалкаинформация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

9.      Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.

     10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

     11.  Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

     12.Синквейн – составление четверостишия по схеме:                                                         

первая строка – понятие, выраженное существительным,

               вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

               третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к

                                                   понятию,

            четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или

                                                           расширение смысла.

      13.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Ø  Мне было интересно…

Ø  Мы сегодня разобрались…

Ø  Я сегодня понял, что…

Ø  Мне было трудно…

Ø  Завтра я хочу на уроке…

     14.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:                                      

Ø  Как бы вы назвали урок?

Ø  Что было самым важным на уроке?

Ø  Зачем мы сегодня на уроке…?

Ø  Какова тема сегодняшнего урока?

Ø  Какова цель урока?

Ø  Чему посвятим следующий урок?

Ø  Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Ø  Что для тебя было легко (трудно)?

Ø  Доволен ли ты своей работой?

Ø  За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

     15.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,

по просьбе учителя…):

Ø  Что мы хотели выяснить на уроке?

Ø  Что нам удалось узнать?

Ø  Мы ответили на поставленный вопрос?

Ø  Что будем делать завтра?

Ø  Что было самым важным на уроке?

Ø  Кто хочет кого-нибудь похвалить?

     16.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

                   5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

                   в соответствии с этапами урока:

Ø  Сначала мы рассуждали так…

Ø  Потом мы столкнулись с проблемой…

Ø  Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

Ø  Мы увидели (поняли)…Значит…

Ø  Теперь мы будем…

     17.Бортовой журнал.

     18.Письменная дискуссия.

     19.Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

     20.Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.

Азы работы над текстом.

(найдите в тексте основные понятия и запишите их).

Ты уже знаешь последние новости?

(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).

Известное и неизвестное.

(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).

Что, не ждали?

(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).

Главная жизненная мудрость.

(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).

Поучительный вывод.

(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).

Важные темы для обсуждения.

(найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).

Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).

     20.Техника развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.

      21.Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).

      

Категория: Мои статьи | Добавил: priural (19.01.2014)
Просмотров: 2642 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы