Среда, 15.05.2024, 16:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Разработки уроков [44]
Здесь представлены конспекты уроков
Презентации [12]
Презентации
Документы [18]
Документы
Рабочие программы [7]
Рабочие программы
Материалы к уроку [7]
В данной категории вы найдете материалы для учителей
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
[ Скачать с сервера (22.0 Kb) ] 19.01.2014, 18:07

Урок физики № 8 в 7 классе

Тема:   Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Цели: 

·         Знакомство с опытным доказательством существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания, с примерами проявления этих сил в природе и технике, явлениями смачивания и несмачивания;

·         развитие познавательного интереса, представлений о строении вещества;

·         формирование коммуникативных качеств личности, потребности в самообразовании.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: смешанная.

Д/з: § 10.

Ход урока

I.       Орг.момент.

II.    Повторение изученного  материала.

1.      Устный опрос.

·         Диффузия.

·         Использование диффузии.

2.      Индивидуальная работа по карточкам.

3.      Физическая разминка.

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

 

357мм =…                     43т =…                        54,2см=…      

3200 г =…

12 ц=…

6мин=…

 

 

Определить цену деления

и показания прибора:

 

 

                мл

    http://nika-fizika.narod.ru/15_0.h5.gif

 

III. Изучение нового материала

1. Фронтальные эксперименты и коллективное обсуждение (Работа в группах)

На столах:

  • Кусочек мела;
  • Пластилин;
  • Стеклянные пластины;
  • Деревянный брусок;
  • Ластик;
  • Сосуд с водой.

Опыты:

  • С деревянным бруском на растяжение – сжатие;
  • С ластиком на сгибание;
  • Мел разломить, невозможность соединения;
  • Пластилин – возможность деления на части и соединение разделённых кусочков;
  • Соединение стеклянных пластинок сухих, потом смочить их водой и опять соединить.

 

   2. Просмотр видеофрагмента со свинцовыми цилиндрами

   3. Отталкивание молекул проявляется, прежде всего, в том, что при попытке сжать жидкое или твердое тело приходится прикладывать огромные нагрузки.

  4. В реальной ситуации редко удается две половинки разломанной вещи приставить друг к другу так, чтобы они «склеились» за счет сил притяжения. При разломе возникает множество неровностей, совместить которые второй раз в точности не удается. В результате большинство атомов оказываются на расстоянии, на котором силы притяжения не действуют, а небольшое количество контактирующих пар не могут удержать две половинки вещи вместе. Это происходит тогда, когда молекулы клея хорошо притягиваются друг к другу и к молекулам склеиваемых поверхностей.

    При взаимодействии молекул разнородных веществ проявляется соотношение сил притяжения молекул одного и того же вещества между собой и сил притяжения между молекулами разных веществ. Так, силы притяжения молекул воды между собой придают ей форму капли. Если капля воды падает на поверхность чистого стекла, то она растекается по стеклу, поскольку притяжение между молекулами стекла и воды сильнее, чем между молекулами самой воды. Если же такая капля падает на поверхность грязного стекла, покрытого жиром, то она сохраняет форму капли, не растекаясь по стеклу. Это значит, что силы взаимодействия между молекулами воды и жира слабее, чем между молекулами самой воды.

  Так по характеру растекания воды по стеклу хозяйка, моющая окно, и водитель, моющий стекла автомобиля, судят о чистоте вымытых стекол. По-разному ведет себя капля воды на рубашке из синтетической ткани и на носовом платке из натурального хлопка. Это учитывают при изготовлении белья и верхней одежды.

Выводы:

      Между молекулами есть взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

                  http://nika-fizika.narod.ru/15_0.h2.gif

Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров

·        Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

                    http://nika-fizika.narod.ru/15_0.h3.gif 

Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

 

IV. Закрепление.

1.      Упр. 2 (1,2) – устно;

2.      № 70-73 – устно (Лукашик)

V.    Итог урока.

VI. Рефлексия.

VII.                     Д/з.

ju�yl�a�t:normal'>Сегодня прекрасное настроение, так и хочется взять краски и нарисовать что-нибудь красивое (красный цветок).

В. А у вас какое настроение? Какую вы посоветуете взять краску?

Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?

В. Из чего состоят все вещества?

Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.

В. А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам?

В. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (дети приводят примеры)

Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?

Определение: явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.

В. Мы рассмотрели примеры диффузии в газах, жидкостях, а протекает ли диффузия в твёрдых телах?

Работа с учебником: стр. 22, рис 25.

VI.             Обобщение новых знаний.

В. Из чего состоят все вещества?

В. А из каких мельчайших частиц состоят молекулы? (в этот момент раздать разноцветные кружки - атомы).

Слайд №4.

Я предлагаю вам побыть в роли атомов и создать свои молекулы, которые изображены на листах (3 молекулы, таким образом, сформировались 3 группы).

В группе выбирается докладчик - самый высокий ученик и секретарь - самый маленький.

Каждой группе ставится первая проблема:

  • 1 группа - как протекает диффузия в газах;
  • 2 группа - в жидкостях;
  • 3 группа - в твёрдых телах.

Учащиеся заполняют таблицу.

 

Газы

Расстояние между молекулами

 

Скорость распространения диффузии

 

Примеры диффузии

 

 

 

Жидкости

Расстояние между молекулами

 

Скорость распространения диффузии

 

Примеры диффузии

 

 

 

Твёрдые тела

Расстояние между молекулами

 

Скорость распространения диффузии

 

Примеры диффузии

 

Слайд №5. Заполнить таблицу по мере выступления докладчиков с каждой группы.

Вывод: (делают учащиеся)

В. От чего зависит скорость распространения диффузии?

Ответ: от состояния вещества: жидкого, твёрдого или газообразного.

Мы все с вами каждое утро сталкиваемся с диффузией, когда пьём кофе или чай, насыпая в него сахар.

В. Что происходит в этот момент?

В. А если мы насыплем сахар не в горячую, а в холодную воду? Сахар так же быстро растворится в воде? Почему?

Вывод: (делают учащиеся) От чего зависит скорость распространения диффузии?

Ответ: от температуры вещества.

Слайд №6.

Мы на уроке рассмотрели примеры полезной диффузии.

В. Как вы думаете существует ли вредная диффузия?

Группам ставится вторая проблема:

·         1 группа - привести примеры полезной диффузии;

·         2 группа - привести примеры вредной диффузии;

·         3 группа - какую роль диффузия играет в жизни человека.

VII.          Закрепление

№ 56,61,62,65,69 – устно (Лукашик)

VIII.       Итог урока.

Какое новое явление мы сегодня изучили?

Давайте нашей героине посвятим стихотворение.

Составляется синквейн - французское стихотворение. Слайд №7.

VII. Домашнее задание.

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: priural
Просмотров: 5689 | Загрузок: 393 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы