Воскресенье, 19.05.2024, 05:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Разработки уроков [44]
Здесь представлены конспекты уроков
Презентации [12]
Презентации
Документы [18]
Документы
Рабочие программы [7]
Рабочие программы
Материалы к уроку [7]
В данной категории вы найдете материалы для учителей
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Урок физики в 9 классе "Получение и передача переменного электрического тока. Трансформаторы"
[ Скачать с сервера (94.0 Kb) ] 28.02.2015, 14:35

Урок физики № 48 в 9 классе.

Дата:

Тема: Получение и передача переменного электрического тока. Трансформаторы.

Цели урока:

  • Знакомство с понятием переменный ток; рассмотрение устройства и принципа действия генератора переменного тока; конкретизация представления о способах передачи электроэнергии, о взаимных переходах одного вида энергии в другой; рассмотрение устройства и назначения трансформатора.
  • Развитие у учащихся практических навыков исследовательского характера, умений анализировать, делать выводы, навыков обработки информации..
  • Формирование культуры умственного труда, коммуникативных качеств личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Д/з: § 51.

Ход урока

I.Орг.момент.

II.Проверка д/з.

1.Устный опрос.

  • Самоиндукция.
  1. Самостоятельная работа: Марон А.Е. «Дидактический материал» стр. 82 вар. 1-4.

III.Объяснение нового материала.

1.Переменный эл. ток.

  • Постановка темы урока.

Перед классом ставится учебная проблема

Практически вся жизнь человека в быту связана с электричеством. А что будет, если его не станет?

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

А, действительно, как  бы жила планета? Ведь было время, когда люди жили без света. Трудно жили.

Небольшой экскурс в историю:

1920 год. Вспомните, какие решения и проекты,  важные для перестройки экономики страны были приняты в этом году?
В первые годы после гражданской войны перед народом встала задача восстановления народного хозяйства и в феврале 1920 года была создана комиссия по электрификации, которая предложила план ГОЭЛРО. Этим планом предусматривалось: 

  1. Опережающее развитие электроэнергетики;
  2. Повышение мощности электростанций;
  3. Централизация производства электроэнергии;
  4. Широкое использование местного топлива и энергетических ресурсов;
  5. Постепенный переход промышленности, сельского хозяйства, транспорта на электроэнергию.
  • Переменный ток: периодически меняющийся со временем

2.Производство электроэнергии.

  • Беседа:

 – В чем преимущество электроэнергии перед другими видами энергии?

  • Ее можно передавать по проводам в любой населенный пункт;
  • Можно легко превращать в любые виды энергии;
  • Легко получать из других видов энергии;

Какие виды энергии можно преобразовать в электрическую?

Где производится электроэнергия?

В зависимости от вида преобразуемой энергии электростанции бывают:

 

  1. Ветряные
  2. Тепловые
  3. Гидравлические
  4. Атомные
  5. Приливные
  6. Геотермальные

 

Рассмотрим,  какие виды энергии преобразуются от источника энергии – топлива до ее конечного использования   на ТЭС?

Ответы  учащихся:

Какие виды энергии преобразуются на ГЭС? (самостоятельно)

(сделать  запись  в  конспект)

  • Генератор переменного тока.
  • Статор;
  • Ротор;
  • Индуцирование тока.
  • Передача эл.энергии.

Произведенная электроэнергия передается к потребителю. Кто, на ваш взгляд, являются основными потребителями электроэнергии?

  • Промышленность (почти 70%)
  • Транспорт
  • Сельское хозяйство
  • Бытовые нужду населения

3.Трансформаторы.

Вся ли энергия, получаемая на электростанции, доходит до потребителя? Почему происходят потери при передаче электроэнергии?

При прохождении тока по проводам, они нагреваются. По закону Джоуля-Ленца учитывая что , получим  .
Отчего зависит количество теплоты, выделяемое в проводах?
Чем сила тока, удельное сопротивление и длина проводов, тем количество теплоты и наоборот. Чем площадь поперечного сечения провода, тем количество теплоты. Но увеличивать S не выгодно, так как это приведет к увеличению массы проводов.
Уменьшить количество теплоты можно за счет уменьшения силы тока. Для этого применяют устройство, называемое трансформатором.
Как вы думаете, каково его назначение?

Трансформатор – прибор, позволяющий преобразовать переменный электрический ток, таким образом, что произведение I1 U1= I2 U2.  Если повышать U, то I будет уменьшаться и наоборот.

Вот эта возможность преобразовывать силу тока за счет изменения напряжения практически без потерь и используется для передачи электроэнергии от производителя до потребителя. Трансформаторы могут быть повышающими и понижающими. При передаче электроэнергии на значительное расстояние напряжение повышают до нескольких сотен киловольт, поэтому на выходе из электростанции должен стоять повышающий  трансформатор. Но так как потребитель в основном использует более низкое напряжение, то на входе в населенный пункт ставят понижающий трансформатор.

Однако при очень большом напряжении в линиях переменного тока резко возрастают потери электроэнергии из-за возникновения коронного разряда. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать:
Чтобы амплитуда переменного напряжения  была допустима для данной площади поперечного сечения проводов.

  1. Закрепление.
    1. Упр. 42(1) – устно;

2.Обучающее тестирование. (слайд)

3.Упр. 42 (2) – самостоятельно+работа консультантов.

V.Рефлексия.

VI.Итог урока.

VII.Д/з.

 

Приложение 1
 

Вариант 1

 

  1. Что является источником энергии на ТЭС?
    1. Нефть, уголь, газ
    2. Энергия ветра
    3. Энергия воды

 

  1. В какой области народного хозяйства расходуется наибольшее количество производимой электроэнергии?
    1. В промышленности
    2. В транспорте
    3. В сельском хозяйстве

 

  1. Как  изменится выделяемое проводами количество теплоты, если увеличить площадь поперечного сечения провода S?
    1. Не изменится
    2. Уменьшится
    3. Увеличится

 

  1. Какой трансформатор нужно поставить на линии при выходе из электростанции?
    1. Понижающий
    2. Повышающий
    3. Трансформатор не нужен

 

  1. Энергосистема — это
    1. Электрическая система электростанции
    2. Электрическая система отдельного города
    3. Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи

Вариант 2

  1. Что является источником энергии на ГЭС?
  1. Нефть, уголь, газ
  2. Энергия ветра
  3. Энергия воды

 

  1. Трансформатор  предназначен
  1. Для увеличения срока службы проводов
  2. Для преобразования энергии
  3. Для уменьшения выделяемого проводами количество теплоты

 

  1. Энергосистема — это
  1. Электрическая система электростанции
  2. Электрическая система отдельного города
  3. Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи

 

  1. Как  изменится выделяемое проводами количество теплоты, если уменьшить  длину провода?
  1. Не изменится
  2. Уменьшится
  3. Увеличится

 

  1. Какой трансформатор нужно поставить на линии при входе город?
  1. Понижающий
  2. Повышающий
  3. Трансформатор не нужен

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: priural
Просмотров: 9809 | Загрузок: 1368 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Оксана Петровна Пожидаева  
0
спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы