Урок физики № 45 в 9 классе
Дата:
Тема: "Явление электромагнитной индукции".
Цели урока:
- Образовательная: изучение физических особенностей явления электомагнитной индукции, введение понятия: электомагритная индукция, индукционный ток; формулировка правила Ленца.
- Развивающая: формирование у учащихся умения выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, точности и четкости при ответе, формирование коммуникативных качеств личности, культуры умственного труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:комбинированный.
Д/з: § 48, подгот. к лаб. раб. №4.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка д/з (слайды).
- Фронтальный опрос.
- Назовите источники электрического поля.
- Назовите источники магнитного поля.
- Чем создается магнитное поле?
- Чем создается поле постоянного магнита?
- Что является основной характеристикой магнитного поля?
- Что называют линиями магнитного поля?
- Что представляют собой линии индукции прямого тока?
- Что представляют собой линии индукции соленоида?
- Как можно определить направление линий магнитной индукции?
- По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
- Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?
- Физический диктант.
- какими буквами обозначаются
- следующие физические величины:
- магнитный поток.
- индукция магнитного поля.
- сила ампера.
- сила тока.
- скорость заряда.
- длина проводника.
- напишите формулу для расчёта:
- 7. магнитного потока.
- 8. силы, действующей на проводник с током.
- 9. магнитной индукции.
- 10. силы, действующей на движущийся заряд.
- напишите единицы измерения физических величин:
- 11. силы тока.
- 12. магнитного потока.
- 13. магнитной индукции.
- 14. силы лоренца.
- 15. Укажите направление силы Ампера <рисунок 1>
- 16. Определите направление тока в проводнике <рисунок 2>
- 17. Определите магнитные полюсы катушки с током <рисунок3>
- 18. Определите неизвестную величину: L= 1м; В = 0,8Тл; I= 20A; F - ?
ОТВЕТЫ: слайд
- Объяснение нового материала.
- Опыт Фарадея.
Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем.
“Превратить магнетизм в электричество”- записал Фарадей в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим опыты Фарадея, с помощью которых он открыл явление ЭМИ.
Демонстрация: возникновение индукционного тока (катушка, миллиамперметр, постоянный магнит)
Определение: Возникновение в замкнутом проводнике электрического тока, обусловленное изменение магнитного поля называют явлением ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Полученный ток называют – индукционным.
ВЫВОД: Индукционный ток возникает только при относительном перемещении катушки и магнита. Направление индукционного тока зависит от направления вектора В внешнего магнитного поля.
- Способы получения индукционного тока.
Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром.
Работа в группах (использование учебника, Интернета)
1 группа: 1 способ (рис. 127)
2 группа: 2 способ (рис. 128)
Далее сообщение групп.
- Закрепление нового материала.
- Упр. 39 (1,2) – устно;
- Упр. 40 (2) – устно.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Д/з.
|