Урок физики 11 классе
Дата:
Тема: Закон радиоактивного распада.
Цели урока:
Образовательная: изучение закона радиоактивного распада; знакомство с понятием период полураспада;
Развивающая: развитие внимания, мышления, умений анализировать, делать выводы; развитие умений применять закон радиоактивного распада для решения задач;
Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, навыков самостоятельной работы, коммуникативных качеств личности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Д/з: §101,102, упр. 14 (3)
Ход урока
I.Орг.момент.
II. Повторение.
1.Задание со слайда
- Записать реакции альфа-, бета- и положительного бета-, гамма-распадов.
- 2. Какое ядро получится из ядра изотопа
после одного альфа-распада и двух бета-распадов?
- 3. Из какого ядра после одного альфа-распада и одного бета-распада образуется ядро
?
- 4. В результате скольких альфа- и бета-распадов из ядра
образуется ядро ?
- 5. Какой из следующих изотопов не может образоваться из
в результате нескольких последовательных альфа- и бета-распадов?
- 1)
2) 3) 4) ![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image016.gif)
- Подготовка к ЕГЭ (слайд)
![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image018.gif)
![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image020.gif)
3. Тестирование (Приложение)
Ответы:
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1 вар
|
б
|
а
|
в
|
13 протонов
14 нейтронов
|
2 вар
|
б
|
в
|
а
|
11 протонов
13 нейтронов
|
III. Объяснение нового материала
Закон радиоактивного распада - закон, открытый Фредериком Содди и Эрнестом Резерфордом экспериментальным путём и сформулированный в 1903 году. Этот закон считается основным законом радиоактивности, из него было извлечено несколько важных следствий.
Работа в группах.
Используя различные источники информации ответить на вопросы.
1 группа:
1)Что такое период полураспада? (Определение, обозначение, пример)
2)Имеется 200 радиоактивных атомов. Сколько останется атомов через 3 периода полураспада? Объяснить расчёты.
3)Выписать формулу закона радиоактивного распада с объяснением всех величин, входящих в неё.
2 группа:
1)Вывести формулу закона радиоактивного распада (с объяснением).
2)Привести примеры для периодов полураспада веществ, упомянутых в §80.
3)Как вы понимаете высказывание: «Закон радиоактивного распада является статистическим законом»?
Итак, N0 - количество радиоактивных атомов в начальный момент времени (t = 0).
Пусть N - количество радиоактивных атомов, оставшихся нераспавшимися через время t. Тогда при t = 0 N = N0
?: Сколько радиоактивных атомов N останется нераспавшимися по прошествии одного периода полураспада, к моменту времени t = Т?
О: ![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image021.gif)
?: Сколько радиоактивных атомов N останется нераспавшимися по прошествии двух периодов полураспада, к моменту времени t = 2Т?
О: ![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image022.gif)
?: Сколько радиоактивных атомов N останется по прошествии трех периодов полураспада, к моменту времени t = 3Т?
О: ![](file:///C:/DOCUME~1/834E~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image023.gif)
:
?: Сколько радиоактивных атомов N останется по прошествии n периодов полураспада, к моменту времени t = nТ?
О: , где . Подставим и преобразуем: (для решения задач);
(более компактная запись).
Последнее выражение - закон радиоактивного распада. Он позволяет вычислить количество нераспавшихся ядер в любой момент времени (зная количество атомов в начальный момент времени).
3 группа:
1)Как пользуясь формулой (10.1) в §80 определить период полураспада? (примените знания математики)
2)Что можно сказать о времени существования отдельных радиоактивных атомов?
3)Что такое среднее время жизни атомов?
Заслушиваются ответы групп. Самым активным учащимся ставится оценка.
IV.Закрепление.
Упр. 14 (2) – письменно.
V.Итог урока.
VI.Рефлексия.
VII.Д/з.
|