Урок физики №5 в 7
классе
Тема урока: Строение
вещества. Молекулы
Дата:
Цели:
- представление о строении
вещества, об атоме и молекуле как о модели строения вещества;
- развитие экспериментальных и
исследовательских навыков; развитие о материальности предметов и объектов,
умений делать общие выводы из наблюдений;
- воспитание коммуникативных
качеств личности, умений работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами
исследования.
Д/з: § 7,8, подгот. к лаб.раб.№2.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Проверка д/з.
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: определить цену деления
прибора и объем жидкости.
III.
Объяснение нового материала.
1.
Строение вещества.
Групповая работа.
Карточка № 1.
Приборы и материалы:
Мел, пузырек с кристаллами
марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.
Ход работы
1. Проведите пальцем по поверхности
мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых
состоит мел?
2. Бросьте в стакан с чистой водой
несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте
несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз.
Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.
3. Ответьте на вопросы:
·
сохранилось
ли основное свойство вещества – цвет?
·
можете
ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в
третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?
·
вспомнив
размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о
размерах мельчайших частиц вещества?
Карточка № 2.
Приборы и материалы:
Колба с подкрашенной
водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер, штатив, асбестовая
подставка, спиртовка.
Ход
работы
1. Положите подставку на держатель
штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке.
Попросите учителя зажечь спиртовку.
2. Наблюдайте, что происходит с
уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании
опыта. Обсудите результат опыта.
Карточка № 3.
Приборы и материалы:
Прибор для демонстрации
расширения твердых тел.
Ход
работы
1. Проверьте, легко ли проходит шарик
в кольцо.
2. Нагревайте шарик около одной минуты
в пламени спиртовки. Проходит ли теперь шарик в кольцо?
3. Объясните результат.
Карточка № 4.
Приборы и материалы:
Колба, пробка со
вставленной в неё трубкой в ней подкрашенная капля, штатив, асбестовая
подставка, спиртовка.
Ход
работы
3. Положите подставку на держатель штатива,
поставьте на него колбу. Попросите учителя зажечь спиртовку.
4. Наблюдайте, что происходит с каплей
в трубке в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта.
Обсудите результат опыта.
Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газа.
- ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.
? Почему тела кажутся сплошными?
2.
Молекулы. Атомы.
Молекула – мельчайшая частица данного вещества.
·
Молекулы
одного и того же вещества;
·
Молекулы
разных веществ;
·
Размеры
молекул.
IV.
Закрепление.
1.
Задания
со слайда;
2.
№
43-45, 49, 50,52 - устно
V.
Итог урока.
VI.
Рефлексия.
VII.
Д/з.
гр��{���a�приставка «нано» обозначает «карлик». Это технологии работы с
веществом на уровне отдельных частиц. Разработки в этой области будут
способствовать миниатюризации приборов и
технических приспособлений, затронут практически все области промышленности и
общества, все сферы жизни человека
Пояснительная записка
Тема урока:
«Физика и техника». Урок носит ознакомительный характер, проводится в 7
классе.
Целесообразность
проведения урока по данной теме оправдана выдающейся ролью, которую играет
наука физика для ускорения научно-технического прогресса, что повышает эффективность
образования школьников, формирует интерес к изучению физики, повышает
мотивацию. Физика определяет научные основы многих современных технологий,
развитие физической науки непосредственно связано с важнейшими направлениями
научно-технического прогресса.
Объяснение
учителя на уроке и 5 докладов учащихся по теме «Что же было у истоков науки физики?» посвящены
основным этапам формирования науки и развития технической мысли. В докладах
большое внимание уделяется учёным, сделавшим наибольший вклад в развитие науки
на каждом этапе, показывается роль опыта и наблюдений в формирование физической
теории.
Темы докладов учащихся
посвящённые прикладному характеру науки следующие: 1)использование
электроэнергии,2)исследование Вселенной, 3)влияние науки на медицину,
4)развитие средств связи, 5)автомобилестроение, 6) исследование морских глубин,
7) нанотехнологии.
В
первом докладе затрагиваются вопросы охраны окружающей среды, поисков
альтернативных источников энергии, что является одним из аспектов
экологического воспитания школьников.
В докладе
«Исследование Вселенной» и объяснении учителя на уроке обозначена роль развития
техники в развитии науки. В адаптированном для учащихся 7 класса виде приведена
информация о Большом адроном коллайдере.
Доклад «Влияние
науки на медицину» показывает большой прикладной характер науки, её роль в
улучшении качества жизни человека.
Доклад «Развитие
средств связи» показывает хронологический порядок создания различных средств
связи.
В докладе
«Автомобилестроение» показано влияние науки на развитие техники.
Доклад
«Исследование морских глубин» посвящён изобретениям различных технических
приспособлений, которые стали возможны лишь на определённом этапе формирования
науки.
Последний доклад
«Нанотехнологии» в адаптированном для учащихся виде показывает последние
современные направления технологической мысли.
Таким образом, материал урока показывает
многогранность науки, её прикладной
характер, интересен учащимся, даёт им представление о том, что наука
физика не застыла на месте, а постоянно
развивается, оказывая влияние на все сферы жизни человека.
На уроке применяется интерактивная доска для
демонстрации слайдов по теме урока. Темы докладов учащиеся получают за неделю до проведения урока. В течение этого
времени материалы анализируются, обсуждаются с учителем, формируются доклады.
Для подготовки материала к уроку используются современные информационные
технологии, детские энциклопедии, книги по истории физики. При подготовке к
уроку созданы условия для активной деятельности учащихся по самостоятельному подбору необходимой информации.
Программа
преподавания физики типовая, авторы Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова. Количество
часов в год – 68, в неделю 2 ч. |