Тема: Сила трения. Подшипники.
Цели:
- Изучение силы трения, причин ее возникновения; обучение различать виды силы трения покоя, скольжения, качения;
- Рассмотрение примеров положительного и отрицательного влияния силы и способы ее устранения; развитие внимания, умений анализировать, делать выводы;
- Воспитание культуры умственного труда, познавательного интереса к физике, коммуникативных качеств личности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами исследования.
Д/з: §30-32, подгот.к к/р.
Ход урока
- Орг.момент.
- Проверка д/з.
1.Проверка задачи на рабочих местах.
2.Физический диктант по формулам.
- Объяснение нового материала.
1.Сила трения.
Опыт 1 Наблюдение явления трения. (Работа в парах)
Перед вами на столе лежит динамометр, деревянный брусок, цилиндр и деревянная доска.
Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной стороне доски, затем по другой и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
- Что вы можете сказать о скорости движения тела?
- Как она изменялась в опытах?
- Какая сила возникает?
- В результате чего она возникает?
Вывод:
При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения векторная величина, обозначается Fтр.
Опыт 2. Выяснение причин возникновения трения (Работа в парах)
1.
- Что вы наблюдаете?
- Почему пластины трудно сдвинуть?
2.
- Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
3.
- Назовите причины возникновения трения.
Вывод:
Причины возникновения трения:
1.
2.
Опыт 3. Определение направления и значения силы трения (Работа в парах)
1.
2.
3.
Вывод:
Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Таким образом, сила трения направлена в сторону, противоположную движению, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Исследование №1
«Измерение коэффициента трения скольжения»
Задание по группам:
1. Исследовать зависимость силы трения скольжения от веса тела.
2. Полученные результаты поместите в таблицу.
3. По результатам таблицы постройте график зависимости силы трения скольжения от веса тела.
4. Произведите расчет коэффициента трения скольжения.
5. Рассчитайте погрешность измерений.
6. Сделайте вывод о достоверности полученных результатов. Какой из способов более точный?
7. Подготовьте отчет о проделанной работе.
8. Подготовьте выступление группы.
Оборудование:
1. Динамометр
2. Линейка измерительная
3. Набор грузов
4. Деревянный брусок
5. Деревянная линейка
Вывод: Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления
Fтр = μmg
Коэффициент пропорциональности μ называется коэффициентом трения, он зависит от материалов соприкасающихся поверхностей.
Какие виды сил трения существуют в природе?
- Сила трение скольжения. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения.
- Сила трение качения. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения.
- Сила трения покоя.
Сила трения покоя препятствует началу движения, но она может служить причиной движения. Благодаря силе трения покоя между подошвой и полом человек может идти, колеса автомобиля двигаться.
2.Подшипники.
Как уменьшить силу трение?
- Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники;
- Смазка.
Чтобы увеличить силу трение, необходимо …
- Увеличить шероховатость трущихся поверхностей
- Увеличить нагрузку (вес тела)
Трение в природе и технике.
В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Приведите примеры полезного и вредного трения.
Применение подшипников.
Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Объясните следующие поговорки.
- Пошло дело как по маслу.
- Что кругло – легко катится.
- Угря в руках не удержишь.
- Не подмажешь, не поедешь.
- Колодезная веревка сруб перетирает.
- Закрепление.
Заполнить таблицу
Вредное действие силы трения
|
Полезное действие силы трения
|
|
|
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Д/з.
|