Тема: Равнодействующая сил.
Цель:
- Ввести понятие равнодействующая сил; определение равнодействующей сил, приложенных к телу;
- Развитие представлений о взаимодействии тел, абстрактного мышления при изображении сил, умений осознанно применять изображение силы при решении задач, анализировать ситуации;
- Воспитание коммуникативных качеств личности, интереса к физике, культуры умственного труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Д/з: § 29, упр 11 (1).
Ход урока
- Орг.момент.
- Беседа по изученному материалу:
- Что такое сила?
- Какие силы вы знаете?
- Как найти силу тяжести, вес тела?
- В каких единицах измеряется сила?
- Сформулируйте закон ГУКА?
- Чем отличаются и чем похожи сила тяжести и вес тела?
- Показать силы тяжести и вес тела (у доски)
- Индивидуальная работа по карточкам:
- Объяснение нового материала.
- Мотивация. Проблемная ситуация (слайды):
- Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Иллюстрацию к какой детской сказки вы видите? Сегодня мы с вами на уроке попробуем дать физический смысл детской сказке. Действительно без мышкиной мускульной силы не вытащили бы репку? О чем пойдет речь на уроке? Как определить, в какую сторону будет двигаться тело, если на него действует несколько сил?
- Какие силы действую на тело?
- Равнодействующая сил.
- Определение: Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
- Обозначение: R.
- Равнодействующая сил, направленных в одну сторону:
Опыт 1. Два груза подвешены к динамометру внизу.
Вывод (делают уч-ся): R=F1+F2
- Равнодействующая сил, направленных в противоположные стороны:
Опыт 2. Два груза подвешены к динамометру: один внизу, другой вверху через блок.
Вывод (делают уч-ся): R=F1-F2
- =0 если тело покоится или движется равномерно и прямолинейно.
- Минута отдыха (модель Аквариум).
- Закрепление
- Задача про Лебедь, рака, щуку (слайды). Почему поклажа стоит на месте?
- Задача с репкой.
- Упр. 11 (3) – письменно.
- Рефлексия. Итог. Д/з.
|