Четверг, 16.05.2024, 04:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Разработки уроков [44]
Здесь представлены конспекты уроков
Презентации [12]
Презентации
Документы [18]
Документы
Рабочие программы [7]
Рабочие программы
Материалы к уроку [7]
В данной категории вы найдете материалы для учителей
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Физика и техника
[ Скачать с сервера (67.0 Kb) ] 19.01.2014, 18:03

Урок физики № 4 в 7 классе

Дата:

Тема урока: Физика и техника.

Цели урока:

  • Демонстрация роли физики в ускорении научно-технического прогресса; знакомство учащихся с этапами становления физики; проверка умения определять цену деления измерительного прибора, показаний измерительного прибора;
  • Развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных качеств личности, навыков самостоятельной работы;
  • Воспитание культуры умственного труда, ответственности, аккуратности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: смешанная.

Д/з: § 6 вопросы.

 

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Результаты лаб. Раб. №1.
  3. Объяснение нового материала.
  1. История развития физики.

Наука возникла в глубокой древности как попытка осмыслить окружающие явления, взаимосвязь природы и человека. Сначала она не разделялась на отдельные направления, как сейчас, а объединялась в одну общую науку – философию. Астрономия выделилась в отдельную дисциплину раньше физики и является наряду с математикой и механикой одной из древнейших наук. Позже наука о природе так же выделилась в самостоятельную дисциплину. Древнегреческий учёный и философ Аристотель назвал физикой одно из своих сочинений.

        Одна из главных задач физики – объяснить строение окружающего нас мира и происходящие в нём процессы, понять природу наблюдаемых явлений. Другая важная задача – выявить и познать законы, которым подчиняется окружающий мир. Познавая мир, люди используют законы природы. Вся современная техника основана на применении законов, открытых учёными.

        С изобретением в 1780-х гг. парового двигателя началась промышленная революция. Первый паровой двигатель изобрёл английский учёный Томас Ньюкомен в 1712 г. Паровая машина пригодная для использования в прмышленности, впервые создана в 1766 г. русским изобретателем Иваном Ползуновым (1728-1766).Шотландец Джеймс Уатт усовершенствовал конструкцию. Созданный им в 1782 г. двухтактный паровой двигатель приводил в движение машины и механизмы на фабриках.

        Сила пара приводила в движение насосы, поезда, пароходы, прядильные станки и множество других машин. Мощным толчком для развития техники послужило создание английским физиком «гениальным самоучкой» Майклом Фарадеем в 1821 г. первого электродвигателя. Создание  в 1876г. немецким инженером Николаусом Отто четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания открыло эру автомобилестроения, сделало возможным существование и повсеместное использование автомобилей, тепловозов, судов и других технических объектов.

        То, что раньше считалось фантастикой, сейчас становится реальной жизнью, которую мы уже не представляем без аудио- и видеотехники, персонального компьютера, сотового телефона и Интернета. Их возникновение обязано открытиям сделанным в различных областях физики.

        Однако и развитие техники  способствует прогрессу в науке. Создание электронного микроскопа позволило заглянуть внутрь вещества. Создание точных измерительных приборов сделало возможным более точный анализ результатов экспериментов. Огромный прорыв в области изучения космоса был связан именно с появлением новых современных приборов  и технических устройств.

        Таким образом, физика как наука играет огромную роль в развитии цивилизации. Она перевернула самые фундаментальные представления людей – представления о пространстве, времени, устройстве Вселенной, позволив человечеству совершить качественный скачок в своём развитии. Успехи физики позволили сделать ряд фундаментальных открытий в других естественных науках, в частности, в биологии. Развитие физики в наибольшей степени обеспечивало бурный прогресс медицины.

         С успехами физики связаны и надежды учёных на обеспечение человечества неиссякаемыми альтернативными источниками энергии, использование которых позволит решить многие серьёзные экологические проблемы. Современная физика призвана обеспечить понимание самых глубинных основ мироздания, появления и развития нашей Вселенной, будущего человеческой цивилизации.

 

  1. Самостоятельная работа.

Папка «Самостоятельные работы» 7 класс СР-1 «Физика  - наука о природе»

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.
  3. Д/з.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Современная наука и техника.

Доклады.

 

1.Использование электроэнергии.

        Человечеству для развития требуется всё больше и больше электроэнергии. Электричество вырабатывается на огромных атомных, гидро-  или теплоэлектростанциях. На тепловых электростанциях источником энергии является топливо: уголь, газ, нефть, мазут, горючие сланцы. При сжигании топлива используется кислород из атмосферы, поэтому содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается. Топки электростанций выбрасывают в атмосферу продукты горения, которые крайне вредны для живых организмов (оксиды серы, азотные соединения, оксиды углерода).

         Промышленные отходы загрязняют окружающую среду, способствуют глобальному изменению климата. Запасы нефти и газа, на которые ориентирована теплоэнергетика, ограничены. Это заставляет учёных искать другие экологически чистые  – альтернативные источники энергии. К ним относятся неиссякаемые источники – Солнце, вода и ветер. 

         Задолго до изобретения электричества сила ветра использовалась для помола зерна в ветряных мельницах. Их крылья вращали жернова внутри мельницы. Современные ветряные мельницы (ветряки) используются для привидения в движение турбогенераторов, вырабатывающих электроэнергию. Впервые такое устройство было построено в 1940 г. в Америке.

         Водяные мельницы для перемалывания зерна использовались более 2000 лет. В 1771 г. водяную мельницу приспособили под текстильную фабрику, на которой водяное колесо приводило в действие прядильные машины. Аналогичным образом, вода заставляет вращаться турбины, вырабатывающие электрический ток, на гидроэлектростанциях.

        Можно использовать и энергию Солнца, сейчас солнечными батареями оснащены практически все калькуляторы. Они преобразуют солнечный свет в электроэнергию. Существуют попытки создания солнцемобилей – автомобилей, работающих от солнечных батарей. Космические аппараты также оснащены солнечными батареями.

        Можно также использовать энергию геотермальных источников. Например, в Исландии много геотермальных электростанций. Они вырабатывают электричество, используя энергию гейзеров – горячих подземных источников, которые выбрасывают на поверхность мощные фонтаны воды и пара.

        В качестве ещё одного альтернативного источника учёные используют энергию приливов. Однако получение энергии из всех возобновляемых источников – Солнца, ветра, рек пока обходится дороже, чем от сжигания ископаемого топлива.

        Более половины всех загрязнений атмосферы создаёт транспорт. Так как решающую роль в загрязнении атмосферы в городах играют автомобильные двигатели, встаёт вопрос об их усовершенствовании. Перспективными являются разработки автомобилей с электродвигателем, питающимся от аккумулятора.

        Таким образом, одно из направлений современной технической мысли – это создание здоровой среды обитания. Для этого необходимо разумно использовать все виды энергии, беречь невозобновляемые природные ресурсы, переходить на энергосберегающие, малоотходные и безотходные технологии.

 

 

2. Исследование Вселенной.

         Ярким подтверждением связи науки и техники является прорыв в области изучения космоса. Под руководством гениального конструктора Сергея Павловича королёва (1907-1966) в 1956 г. инженеры построили ракету, способную доставить двухтонную боеголовку на расстояние свыше 6000км. Вскоре, 4 октября 1957 г. на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли. Это открыло эру космических исследований.

        12 апреля 1969 г. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом.

       Большинство космических исследований выполняют беспилотные зонды, управляемые бортовыми компьютерами и снабжённые приборами, собирающими и передающими данные на  Землю.

       Однако учёные не только исследуют космос, они ещё и моделируют некоторые процессы, происходившие когда-то во Вселенной. Большинство специалистов считает, что некогда Вселенная представляла собой крохотную пылинку, содержавшую в себе всю материю, но миллиарды лет назад эта пылинка разлетелась вдребезги. Это могучее потрясение назвали Большим Взрывом. С тех самых пор Вселенная разрастается, а галактики разлетаются в разные стороны. Существовало ли что-нибудь до Большого Взрыва? Неизвестно. Как он произошёл? Для нахождения ответов на эти вопросы учёные построили колоссальное сооружение – Большой адронный коллайдер. Его задача заключается в том, чтобы в миниатюре воссоздать условия, аналогичные Большому взрыву. Он расположен под землёй в районе франко-швейцарской границы, его стоимость 3 миллиарда евро. Коллайдер создавали 8000 учёных из 88 стран в течение десяти лет напряжённого труда.

 

3. Влияние науки на медицину.

        Медицина зародилась в далёком прошлом. Одним из первых прославился своим искусством древнегреческий врач Гиппократ. Он старался сделать медицину более научной, учил, что главная задача врача – отыскать причину болезни и устранить её. Хирургия существует уже тысячи лет. Археологи иногда обнаруживают черепа с возрастом более десяти тысяч лет с просверленными в них отверстиями. После сверления кость снова заросла, значит пациенты оставались в живых. Такие операции помогали, но не всегда.  

         Современная хирургия располагает множеством методов внутреннего обследования организма. Это стало возможно после изобретения в 1895 г. немецким физиком Вильгельмом Рентгеном нового вида излучений. Мягкие ткани организма для этих лучей прозрачны, они задерживаются только костями. Вскоре при помощи рентгеновских лучей стали осматривать переломы и подозрительные ушибы и шишки.

        Современные компьютерные томографы и ультразвуковые аппараты показывают внутренности в мельчайших деталях. Хирурги полагают, что через полвека у каждого десятого жителя нашей планеты в организме будет хоть один протез. Поначалу протезы делали из дерева и золота. Современные биоинженеры пользуются целым рядом металлов, пластмасс и других материалов, не отторгаемых организмом. Современные медицинские технологии позволяют подключать протезы к нервным окончаниям, в результате чего искусственные протезы воспроизводят движения настоящих органов (рук, ног).

         Всё большее применение в медицине находит лазер.

 

4. Развитие средств связи.

 

         В 1876 г. американец Александр Грэхем Белл (1847-1922) создал первый телефонный аппарат. Учёный был врачом, учившим разговаривать глухих людей, он много знал о голосе и звуке. С тех пор конструкция аппарата претерпела многочисленные изменения.

        7 мая 1895 г. русский физик Александр Степанович Попов  на заседании Русского физико-технического общества в Петербурге продемонстрировал действие первого в мире радиоприёмника. День 7 мая стал днём рождения радио. Уже первые применения средств радиосязи помогли спасти жизнь рыбакам, оказавшимся на льдине.

        В 1926 г. шотландский изобретатель Джон Лоджи Бэрд первым продемонстрировал публике телевизионную систему. Его оригинальное устройство было сделано из старой коробки, вязальных спиц, жестяной банки из-под торта и велосипедного фонаря! Вскоре на смену его конструкции пришла электронная система, разработанная ещё в 1923 г. американцем русского происхождения Владимиром Зворыкиным.

        4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Ныне вокруг Земли кружат сотни спутников. Наземные станции посылают телефонные, телевизионные, радиосигналы к спутникам, которые усиливают их и ретранслируют их на Землю. Самолёты и корабли пользуются глобальной спутниковой системой навигации, позволяющей определять положение объекта с точностью до нескольких метров. Системой спутниковой связи пользуются и журналисты, альпинисты, и исследователи.

        В 1943 г. в США была создана первая электронно-вычислительная машина, её размеры были сопоставимы с размерами комнаты. Современные технологии позволяют быстро развивать электронику. Технология миниатюризации – уменьшения размеров - позволила создать карманные компьютеры. В конце 20 в. учёные совместили компьютеры с системами связи, в результате чего была создана система Интернет для обмена информацией, она существенно изменила жизнь людей, открыла новые возможности, можно сказать, повысила качество жизни людей!

 

5. Автомобилестроение.

 

         Как уже говорилось, эра автомобилестроения открылась после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Инженерная мысль работала столь стремительно, что практически одновременно в разных странах стали появляться автомобили с бензиновыми двигателями. На первом серийном автомобиле, построенном и испытанном в 1885 г. Карлом Бенцем двигатель был установлен на трёхколёсном экипаже. В 1889 г. немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах построили четырёхколёсный автомобиль с четырёхскоростной коробкой передач.

        Производители автомобилей вскоре вступили в конкурентную борьбу за производство более совершенных, самых быстрых и самых недорогих машин. Ездить в автомобилях становится всё проще и безопаснее.

        Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, которые  управляют работой многих частей машин, сообщают информацию водителю, приборные панели современных автомобилей конструируют так, чтобы они давали как можно больше полезной информации.

        Чудо инженерной мысли в машиностроении представляют собой подушки  безопасности. Пневматическая подушка включается при молниеносной остановке автомобиля при столкновении. В тот же миг воспламеняется крошечный заряд, раздаётся микровзрыв, и подушка  наполняется газом и раздувается за долю секунды - намного быстрее времени реакции человека. Подушка практически исключает опасные травмы головы и лица даже при столкновении на большой скорости. Пневматические подушки разработаны в США, где многие люди не пристёгиваются ремнями безопасности.

 

6. Исследования морских глубин.

 

        Теперь, с появлением современного подводного снаряжения учёные могут  погрузиться в глубины моря и собственными глазами увидеть таинственный мир безмолвия. Современные скафандры позволяют погружаться на глубину до 500 метров и располагают запасом воздуха на трое суток.

         Первая подводная фотография была сделана в 1893 г. аппарат, которым она была сделана был громоздким и неуклюжим. Современные аппараты маленькие и удобные в обращении. Исследование морских глубин стало возможным только с появлением специальной водонепроницаемой техники, способной выдержать колоссальное давление.  

         Морское дно исследуют видео- и фотороботы с дистанционным управлением, которые передают изображения учёным прямо на исследовательские корабли.

 

7. Нанотехнологии.

 

        Одно из направлений современной технической мысли – «нанотехнологии». В переводе с греческого приставка «нано» обозначает «карлик». Это технологии работы с веществом на уровне отдельных частиц. Разработки в этой области будут способствовать миниатюризации  приборов и технических приспособлений, затронут практически все области промышленности и общества, все сферы жизни человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

       Тема урока: «Физика и техника». Урок носит ознакомительный характер, проводится в 7 классе. 

       Целесообразность проведения урока по данной теме оправдана выдающейся ролью, которую играет наука физика для ускорения научно-технического прогресса, что повышает эффективность образования школьников, формирует интерес к изучению физики, повышает мотивацию. Физика определяет научные основы многих современных технологий, развитие физической науки непосредственно связано с важнейшими направлениями научно-технического прогресса.

      Объяснение учителя на уроке и 5 докладов учащихся по теме «Что же  было у истоков науки физики?» посвящены основным этапам формирования науки и развития технической мысли. В докладах большое внимание уделяется учёным, сделавшим наибольший вклад в развитие науки на каждом этапе, показывается роль опыта и наблюдений в формирование физической теории.

      Темы докладов учащихся посвящённые прикладному характеру науки следующие: 1)использование электроэнергии,2)исследование Вселенной, 3)влияние науки на медицину, 4)развитие средств связи, 5)автомобилестроение, 6) исследование морских глубин, 7) нанотехнологии.

       В первом докладе затрагиваются вопросы охраны окружающей среды, поисков альтернативных источников энергии, что является одним из аспектов экологического воспитания школьников.

      В докладе «Исследование Вселенной» и объяснении учителя на уроке обозначена роль развития техники в развитии науки. В адаптированном для учащихся 7 класса виде приведена информация о Большом адроном коллайдере.

      Доклад «Влияние науки на медицину» показывает большой прикладной характер науки, её роль в улучшении качества жизни человека.

      Доклад «Развитие средств связи» показывает хронологический порядок создания различных средств связи.

      В докладе «Автомобилестроение» показано влияние науки на развитие техники.

     Доклад «Исследование морских глубин» посвящён изобретениям различных технических приспособлений, которые стали возможны лишь на определённом этапе формирования науки.

     Последний доклад «Нанотехнологии» в адаптированном для учащихся виде показывает последние современные направления технологической мысли.

      Таким образом, материал урока показывает многогранность науки, её  прикладной характер, интересен учащимся, даёт им представление о том, что наука физика  не застыла на месте, а постоянно развивается, оказывая влияние на все сферы жизни человека.

      На уроке  применяется интерактивная доска для демонстрации слайдов по теме урока. Темы докладов  учащиеся получают за  неделю до проведения урока. В течение этого времени материалы анализируются, обсуждаются с учителем, формируются доклады. Для подготовки материала к уроку используются современные информационные технологии, детские энциклопедии, книги по истории физики. При подготовке к уроку созданы условия для активной деятельности учащихся по  самостоятельному подбору необходимой информации.

      Программа преподавания физики типовая, авторы Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова. Количество часов в год – 68, в неделю 2 ч.

Категория: Разработки уроков | Добавил: priural
Просмотров: 5168 | Загрузок: 411 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы