Урок физики № 7 в 7 классе
Дата:
Тема: Диффузия в жидкостях и газах.
Цели урока:
- Образовательная
-
формирование знаний учащихся по теме "диффузия", формирование
умений описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявление
причинно-следственных связей обстоятельств, вызывающих процесс диффузии;
определение места и значения явления диффузии в жизни живой и неживой
природы.
- Развивающая - расширение представления об окружающем мире, установление логической
взаимосвязи наблюдаемых явлений и состояний окружающего мира, развитие
проблемного мышления.
- Воспитывающая
- привитие
уважения к научным знаниям, формирование познавательного интереса к
предмету "Физика"; формирование представлений о прикладном
значении физики.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: смешанная.
Д/з: § 9.
Ход урока
I.
Оргмомент.
II.
Проверка д/з
1. Устный опрос
·
Строение вещества;
·
Молекулы.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
3. Тест. (папка «Самостоятельные
работы»)
III.
Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд. Слайд №1.
Презентация.
Вопросы к кроссворду:
- Прибор для
измерения времени.
- Всё то,
что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
- Наука о
явлениях природы.
- Буквенная
запись закона.
- Наименьшая
частица вещества.
- Агрегатное
состояние вещества.
- Особое
расположение молекул.
- Изменения,
происходящие с телами и веществами в окружающем мире.
Итак, тема нашего урока:
IV.
Мотивация.
Слайд №2.
Прекрасная дама
нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?
Слайд №3.
На этом уроке мы с вами узнаем:
- Что такое
диффузия?
- Причины
возникновения диффузии.
- От чего
зависит процесс диффузии
- Каково
значение диффузии.
V.
Усвоение новых знаний.
(Перед уроком незаметно для учеников разрезать апельсин).
В. Ребята, а вам
не кажется, что чем то пахнет у нас в классе?
А как вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?
Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы
движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов,
которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и
беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
Сегодня прекрасное настроение, так и хочется взять краски и нарисовать
что-нибудь красивое (красный цветок).
В. А у вас какое
настроение? Какую вы посоветуете взять краску?
Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь
красная, что произошло?
В. Из чего
состоят все вещества?
Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в
стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный
цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.
В. А что
произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам?
В. А другие
вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими
ситуациями? (дети приводят примеры)
Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения
диффузии?
Определение: явление проникновения молекул одного
вещества между молекулами другого.
В. Мы
рассмотрели примеры диффузии в газах, жидкостях, а протекает ли диффузия в
твёрдых телах?
Работа с учебником: стр. 22, рис 25.
VI.
Обобщение новых знаний.
В. Из чего
состоят все вещества?
В. А из каких
мельчайших частиц состоят молекулы? (в этот момент раздать разноцветные кружки
- атомы).
Слайд №4.
Я предлагаю вам побыть в роли атомов и создать свои молекулы, которые
изображены на листах (3 молекулы, таким образом, сформировались 3 группы).
В группе выбирается докладчик - самый высокий ученик и секретарь - самый
маленький.
Каждой группе ставится первая проблема:
- 1 группа -
как протекает диффузия в газах;
- 2 группа -
в жидкостях;
- 3 группа -
в твёрдых телах.
Учащиеся заполняют таблицу.
|
Газы
|
Расстояние между молекулами
|
|
Скорость распространения диффузии
|
|
Примеры диффузии
|
|
|
Жидкости
|
Расстояние между молекулами
|
|
Скорость распространения диффузии
|
|
Примеры диффузии
|
|
|
Твёрдые тела
|
Расстояние между молекулами
|
|
Скорость распространения диффузии
|
|
Примеры диффузии
|
|
Слайд №5. Заполнить таблицу по мере выступления докладчиков с каждой
группы.
Вывод: (делают учащиеся)
В. От чего
зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от состояния вещества: жидкого, твёрдого или газообразного.
Мы все с вами каждое утро сталкиваемся с диффузией, когда пьём кофе или
чай, насыпая в него сахар.
В. Что
происходит в этот момент?
В. А если мы
насыплем сахар не в горячую, а в холодную воду? Сахар так же быстро растворится
в воде? Почему?
Вывод: (делают учащиеся) От чего зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от температуры вещества.
Слайд №6.
Мы на уроке рассмотрели примеры полезной диффузии.
В. Как вы
думаете существует ли вредная диффузия?
Группам ставится вторая проблема:
·
1 группа - привести примеры полезной диффузии;
·
2 группа - привести примеры вредной диффузии;
·
3 группа - какую роль диффузия играет в жизни человека.
VII.
Закрепление
№ 56,61,62,65,69 – устно (Лукашик)
VIII.
Итог урока.
Какое новое явление мы сегодня изучили?
Давайте нашей героине посвятим стихотворение.
Составляется синквейн - французское стихотворение. Слайд №7.
VII. Домашнее задание.
|