Типология Урока Деятельностной Направленности По Л.Г. Петерсон
Обобщенная Структура Урока Открытия Новых Знаний
ЭТАПЫ урока
|
Цель/задачи этапа
|
Показатели достижения результата
|
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
|
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех учащихся.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Задачи:
- зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии;
- определить границы знания и незнания;
- актуализировать опорные знания и изученные способы действий;
- подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
- актуализированы опорные знания необходимые для «открытия нового знания»;
- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений.
|
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности
|
Цель: определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.
Задачи:
- организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем);
- определить и сформулировать проблему;
- создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);
- разработать план учебных действий по достижению цели урока.
|
- зафиксированы во внешней речи место и причина затруднений;
- сформулированы учащимися тема, цель и задачи урока;
- использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания;
- организована деятельность по приему целей учащимися.
- разработан план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
|
Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.
Задачи:
- построить проект выхода из затруднения, определить алгоритм, шаги по решению проблемы (что необходимо сделать чтобы решить проблему);
- организовать решение проблемной ситуации.
|
- выдвинуты гипотезы к задаче (проблеме), вызвавшей затруднения;
- определены способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.
|
5. Реализация построенного проекта
|
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);
- выбрать вместе с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения;
- организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.
|
- определены возможные варианты решения проблемы, анализ и сопоставление;
- построен новый способ действия, которое оформляется вербально и знаково;
- организована самостоятельная деятельность учащихся;
- получены «открыты» новые знания, способы деятельности.
|
6. Первичное закрепление
|
Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Задачи:
- организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации);
- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- повторить и закрепить ранее изученное на уроке.
|
- применены знания в практической деятельности;
- решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), скорректированы ошибки;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий (процент учащихся справившихся с заданием).
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)
|
Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.
Задачи:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.
.
|
- учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;
- учащиеся осуществляют самопроверку (взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном;
- определен уровень усвоения нового способа действий (с переводом в оценку);
- проведен контроль усвоения, обсуждены допущенные ошибки и их коррекция;
- успешность применения нового алгоритма, правила при решении учебно-практических задач;
- самостоятельность в выполнении задания, создание творческого продукта.
|
8. Включение в систему знаний и повторение
|
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
Задачи:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;
- выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.
|
- обобщены знания об изученном материале.
|
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
|
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.
Задачи:
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
|
- подведен итог урока;
- проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока;
- использованы приемы рефлексии;
- соответствие методов обучения и процедур оценивания;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задачи:
- закрепить изученный учебный материал;
- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;
- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся;
- объявить критерии оценки домашнего задания.
|
- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;
- объявлены критерии оценки домашнего задания.
|
11. Проверка выполнения домашнего задания
|
Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.
Задачи:
- проверить правильность выполнения домашнего задания;
- выявить пробелы и наметить пути их устранения.
|
- проверены и скорректированы опорные знания учащихся.
|
СТРУКТУРА УРОКА РЕФЛЕКСИИ
Этап
|
Цель/задачи этапа
|
Результат
|
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
|
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех учащихся.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к исправлению собственных ошибок.
Задачи:
- организовать повторение используемых способов действий, понятий, алгоритмов и др. необходимых для выполнения задания;
- провести индивидуальную самостоятельную работу с самопроверкой по эталону с фиксацией ошибок.
|
- организовано повторение пройденного материала необходимого для выполнения заданий;
- проведена самостоятельная работа учащихся.
|
3. Локализация затруднений
|
Цель: выявление места и причины затруднений, уточнение индивидуальной цели урока.
Задачи:
- анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме (учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов).
|
- определены типичные ошибки по изучаемой теме;
- организована работа с учащимися допустившие ошибки и с теми которые не допустили (выполняют творческие задания).
|
4. Построение проекта выхода из затруднений
|
Цель: построение проекта выхода из затруднений как при решении заданий, которые вызвали затруднение, так и при решении заданий такого же типа.
Задачи:
- выявить в чем заключается ошибки, исправить на основе эталонного ответа и наметить пути устранения затруднений;
- организовать работу учащихся допустивших ошибки при решении задач такого же типа;
- организовать деятельность учащихся не допустивших ошибок.
|
- построен проект выхода из затруднений;
- организована работа учащихся допустивших ошибки и не допустивших.
|
5. Обобщение затруднений во внешней речи
|
Цель: обобщение возникших затруднений при выполнении заданий с проговариванием формулировки способов действий выполнения заданий.
Задачи:
- организовать действие по обобщению затруднений с проговариванием алгоритма решения задач с целью их коррекции;
- систематизировать знания по теме.
|
- организованы действия по обобщению затруднений с проговариванием формулировки способов действий выполнения заданий;
- систематизированы знания по теме, устранены пробелы.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Цель: организация самостоятельной работы учащихся с самопроверкой решений по эталону.
Задачи:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися тех заданий (или схожих), в которых допустили ошибки с выполнением самопроверки по эталону;
- сравнить решение учащихся с эталоном и знаково зафиксировать результат деятельности.
|
- организовано самостоятельное выполнение учащимися заданий в которых допустили ошибки или схожих;
- учащиеся осуществляют самопроверку (взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном;
- проведен контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
7. Включение в систему знаний и повторение
|
Цель: включение в систему знаний способа действия, повторение и закрепление материала изученного ранее.
Задачи:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- организация самостоятельной работы учащихся, для тех кто справился с заданием и которые повторно допустили ошибки (те кто справились выполняют схожие задания (применение знаний в новой ситуации), для тех кто не справился повторяют предыдущий этап для другого варианта самостоятельно или при помощи учителя).
|
- обобщены знания об изученном материале;
- организована самостоятельная работа которые исправили свои ошибки и с теми которые не справились.
|
8. Рефлексия учебной деятельности
|
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.
Задачи:
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- проанализировать где и почему были допущены ошибки, как они были исправлены;
- проговорить способы действий вызвавшие затруднения;
- оценить деятельность учащихся на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения;
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
|
- подведен итог урока;
- проведен анализ затруднений и способы их устранения;
- проведена рефлексия учебной деятельности;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
СТРУКТУРА УРОКА ОБУЧАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Этап
|
Цель/задачи этапа
|
Результат
|
1. Мотивации, (самоопределения) к коррекционной деятельности
|
Цель: подготовка учащихся к включению в контрольно-коррекционной деятельности на личностно-значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
- определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность;
- определить форму и процедуру контроля;
- предъявить критерии выставления оценки.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента; организация внимания всех учащихся;
- созданы условия для включения учащихся в контрольно-коррекционную деятельность;
- предъявлены критерии оценивания работы.
|
2. Актуализации и пробного учебного действия
|
Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к исправлению собственных ошибок.
Задачи:
- организовать повторение контролируемых способов действий, понятий, алгоритмов и др. необходимых для выполнения задания;
- создать условия для мотивации учащихся на успешное выполнение заданий;
- организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
- организовать сопоставление учащимися своих работ по эталону с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
- дать возможность учащимся провести самооценку своих работ по критериям оценки.
|
- организовано повторение пройденного материала необходимого для выполнения заданий;
- проведена самостоятельная работа;
- организовано самооценка работ учащихся по эталону, по критериям оценки.
|
3. Локализация индивидуальных затруднений
|
Цель: выявление мест и причины затруднений в выполнении контрольной работы.
Задачи:
- организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения и сформулировать основную цель урока;
- анализ типичных ошибок и затруднений по результатам контрольной работы (учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов).
|
- определены типичные ошибки по результатам контрольной работы;
- организована работа с учащимися допустившие ошибки и с теми которые не допустили (выполняют творческие задания).
|
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
|
Цель: построение проекта коррекции выявленных затруднений при выполнении контрольной работы и выбор способов и средств его реализации.
Задачи:
- выявить в чем заключается ошибки и их причина, наметить пути устранения затруднений;
- выбрать способ и средства коррекции (что необходимо сделать для их устранения);
- наметить пути устранения и совершенствования знаний и умений.
|
- построен проект выхода из затруднений;
- намечены пути устранения и коррекции ошибок;
- проведен разбор типичных допущенных ошибок.
|
5. Реализация построенного проекта
|
Цель: коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Задачи:
- организовать работу учащихся допустивших ошибки при решении задач такого же типа;
- организовать деятельность учащихся, не допустивших ошибок (учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов);
- выбрать вместе с учащимися оптимальный способ действий для реализации построенного проекта по выходу и устранению затруднений.
|
- организована работа учащихся допустивших ошибки и не допустивших.
|
5. Обобщение затруднений во внешней речи
|
Цель: обобщение возникших затруднений во внешней речи и закрепление способов действий вызвавших затруднение.
Задачи:
- организовать действия по обобщению затруднений с проговариванием алгоритма решения задач (заданий) с целью их коррекции.
|
- организованы действия по обобщению затруднений с проговариванием формулировки способов действий выполнения заданий.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Цель: организация самопроверки учащимися своих решений по эталону.
Задачи:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися тех заданий (или схожих), в которых допустили ошибки с выполнением самопроверки по эталону;
- сравнить решение учащихся с эталоном и знаково зафиксировать результат деятельности (зафиксировать преодолели или нет возникшие ранее затруднения).
- для учащихся кто выполнял творческие задания провести самопроверку по эталону.
|
- организовано самостоятельное выполнение учащимися заданий в которых допустили ошибки или схожих;
- учащиеся осуществляют самопроверку (взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном;
- проведен контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
7. Включение в систему знаний и повторение
|
Цель: включение в систему знаний способа действия, повторение и закрепление материала изученного ранее.
Задачи:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- организация самостоятельной работы учащихся, для тех кто справился с заданием и которые повторно допустили ошибки (те кто справились выполняют схожие задания (применение знаний в новой ситуации), для тех кто не справился повторят предыдущий этап для другого варианта самостоятельно или при помощи учителя).
|
- обобщены знания об изученном материале;
- организована самостоятельная работа которые исправили свои ошибки и с теми которые не исправили.
|
8. Рефлексия учебной деятельности
|
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.
Задачи:
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- проанализировать где и почему были допущены ошибки, как они были исправлены;
- проговорить способы действий вызвавшие затруднения;
- оценить деятельность учащихся на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения;
- организовать рефлексию и самооценку обучающихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
|
- подведен итог урока;
- проведен анализ затруднений и способы их устранения;
- проведена рефлексия учебной деятельности;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ (ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
ЭТАПЫ урока
|
Цель/задачи этапа
|
Показатели достижения результата
|
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
|
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех учащихся.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Цель: актуализация знаний и умений, через повторение изученного материала, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Задачи:
- зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии;
- актуализировать опорные знания и изученные способы действий;
- создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
|
- актуализированы опорные знания, изученные способы действий;
- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений.
- сформулированы совместно сучащимися цель и задачи урока.
|
3. Первичное закрепление
|
Цель: организация усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Задачи:
- организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий с применением в новой ситуации;
- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.
|
- использованы приобретенные знания в практической деятельности;
- решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий (процент учащихся справившихся с заданием).
|
4. Включение в систему знаний
|
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
Задачи:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;
- систематизировать знания по теме.
|
- обобщены знания об изученном материале.
|
5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
|
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.
Задачи:
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
|
- подведен итог урока;
- проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока;
- использованы приемы рефлексии;
- соответствие методов обучения и процедур оценивания;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
ТИПОЛОГИЯ УРОКА (По Форме Обучения)
СТРУКТУРА УРОКА ПРАКТИКУМА
ЭТАПЫ урока
|
Цель/задачи этапа
|
Показатели достижения результата
|
1. Организационный момент
|
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех учащихся.
|
2. Проверка выполнения домашнего задания
|
Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.
Задачи:
- проверить правильность выполнения домашнего задания;
- выявить пробелы и наметить пути их устранения.
|
- проверены и скорректированы опорные знания учащихся.
|
3. Постановка цели и задач урока
|
Цель: формирование мотивации учащихся к изучению темы, проведения практикума, лабораторной работы.
Задачи:
- сообщить тему и цель практикума, лабораторной работы.
|
- озвучена тема, определена цель и задачи урока.
|
4. Актуализация знаний
|
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся необходимых для проведения практикума, лабораторной работы.
Задачи:
- актуализировать опыт учащихся, подготовить к выполнению практикума, лабораторной работы.
|
- актуализированы знания и способы действий, необходимые для проведения практикума, лабораторной работы.
|
5. Инструктаж проведения практикума, лабораторной работы
|
Цель: инструктирование учащихся по выполнению заданий практикума, лабораторной работы.
Задачи:
- провести инструктаж учащихся по последовательности действий, шагов выполнения заданий практикума, лабораторной работы;
- провести инструктаж по технике безопасности.
|
- проведен инструктаж учащихся по последовательности выполнения заданий и соблюдения техники безопасности.
|
6. Организация практической работы
|
Цель: обобщение и применение имеющихся знаний учащихся через выполнение практических заданий.
Задачи:
- организовать выполнение практической работы каждого учащегося;
- подобрать необходимые дидактические материалы, средства, оборудование и др.
|
- организована практическая деятельность учащихся по выполнению заданий практикума, лабораторной работы (работа с необходимым оборудованием и реагентами и др.);
- учащиеся работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата.
|
7. Составление отчета о проведенной работе
|
Цель: выполнение учащимися отчета о проведенной практической деятельности на занятии.
Задачи:
- разработать шаблон отчета по выполнению заданий;
- организовать деятельность учащихся по составлению отчета о проведенной работе.
|
- предъявлен шаблон составления отчета;
- организована деятельность учащихся по составлению отчета.
|
8. Проверка и обсуждение полученных результатов
|
Цель: представление результатов работы, организация обсуждения полученных результатов.
Задачи:
- организовать представление результатов работы учащихся;
- организовать обсуждение полученных результатов.
|
- представлены и обсуждены результаты выполнения практической работы учащихся.
|
9. Рефлексия, подведение итога
|
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.
Задачи:
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.
|
- подведен итог урока;
- проведена рефлексия учебной деятельности;
- соответствие методов обучения и процедур оценивания;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задачи:
- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;
- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.
|
- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;
- объявлены критерии оценки домашнего задания.
|
СТРУКТУРА УРОКА ИССЛЕДОВАНИЯ (ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ)
ЭТАПЫ урока
|
Цель/задачи этапа
|
Показатели достижения результата
|
1. Организационный момент
|
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи:
- проверить готовность к уроку;
- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех учащихся.
|
2. Проверка выполнения домашнего задания
|
Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.
Задачи:
- проверить правильность выполнения домашнего задания;
- выявить пробелы и наметить пути их устранения.
|
- проверены и скорректированы опорные знания учащихся.
|
3. Актуализация знаний
|
Цель: актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы.
Задачи:
- актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала;
- зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии;
- определить границы знания и незнания;
- актуализировать опорные знания и изученные способы действий.
|
- актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;
- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений.
|
4. Создание проблемной ситуации, целеполагание
|
Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.
Задачи:
- создать проблемную ситуацию;
- организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения;
- подвести детей к формулировке цели (темы) и постановке задач урока (создать условия для самостоятельного целеполагания учащихся);
- разработать план по достижению цели урока;
- создать условия для самостоятельного планирования действий выбора способов и средств решения учебной задачи.
|
- использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания;
- организована деятельность по приему целей учащимися;
- осознана проблема, поставлена учебная задача;
- сформулирована учащимися тема, цель, задачи урока;
- спланированы действия по достижению результатов.
|
5. Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся
|
Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы.
Задачи:
- организовать самостоятельную индивидуальную или групповую исследовательскую (проектную) деятельность учащихся по решению проблемы;
- обеспечить учащихся необходимым методическим обеспечением, оборудованием (раздатки, дополнительный материал и др.) для проведения исследования;
- распределить учащихся на группы, (или совместно с учащимися провести исследование с фиксацией шагов, алгоритма решения проблемы, с целью запоминания алгоритма проведения исследовательской, проектной деятельности чтобы учащиеся на следующих занятиях или дома самостоятельно смогли провести исследование);
- предъявить критерии оценки выполнения работ;
- обеспечить высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследования;
- обеспечить по мере необходимости консультацию учащихся по ходу выполнения работы.
|
- учащиеся распределены по группам, или индивидуально выполняют исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы;
- предъявлены критерии оценки выполненных работ (за что и каких пределах выставляются баллы);
- успешность действий с предметным содержанием.
|
6. Презентация выполненных заданий, проектов
|
Цель: организация презентации учащимися выполненных работ.
Задачи:
- организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы);
- оценить качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося;
- организовать обсуждение полученных результатов.
|
- организована презентация выполненных продуктов каждой группой;
- оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий и др.
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задачи:
- закрепить изученный учебный материал;
- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;
- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.
|
- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;
- объявлены критерии оценки домашнего задания.
|
8. Рефлексия, подведение итога
|
Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока.
Задачи:
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.
|
- подведен итог урока;
- проведена рефлексия учебной деятельности;
- соответствие методов обучения и процедур оценивания;
- проведен анализ достижения цели урока;
- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;
- адекватность самооценки, оценки учителя.
|
|