Суббота, 24.08.2019, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии






Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методические рекомендации для педагогов по повышению уровня психологической готовности к ЕГЭ у выпускников школы

Методические рекомендации

для педагогов по повышению уровня психологической готовности к ЕГЭ у выпускников школы

 

 

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания  тренинговой  программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Приведены образцы занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с использованием элементов  психологического тренинга  Гуськовой Е.В.  и Будневич Г.Н.                                                                                                                                     

 

Условия проведения: класс или любое другое просторное и закрывающееся изнутри хорошо освещенное помещение.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

 

Занятие 1.

 

Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?

Цель: познакомить выпускников с сущностью ЕГЭ.

Разогрев. Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову,

когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…» 

 

Презентация темы

«Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период – экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме – в форме ЕГЭ.

ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний».

Прежде чем переходить к информированию, нужно попросить учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о ЕГЭ.

 

Информирование

ЕГЭ – это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

 

Проигрывание

Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому нужно провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня?

 

Упражнение «Чего я хочу достичь».

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом? Задача остальных догадаться, о чем идет речь.

 

Анализ: Трудно ли было выбрать важную цель?

Что нужно сделать для того,  чтобы достичь цель?

Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые? 

 

Рефлексия

Подводится итог занятию. Выпускникам задаются следующие вопросы:

Как вы  себя сейчас чувствуете?

Что понравилось, что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

 

Занятие 2

 

Как справиться со стрессом на экзамене?

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Материал: мяч, бумага и авторучки.

 

Ход работы

 

Упражнение «Самое трудное»

Цель: активизировать учащихся.

Ведущий показывает мячик и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросить мяч любому другому человеку».

Анкета « Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.

Вопросы анкеты:

1.Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?

3. Знаешь ли ты признаки стресса?

4. Как ты думаешь, на что влияет стресс?

5. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?

6. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

 

Презентация темы

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена,  и сегодня мы с ними познакомимся.

 

Информирование

Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

 

Правила составления формулы аутотренинга.

 Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.                                                                               Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя  употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Упражнение: «Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя». Желающие могут прочитать составленные ими формулы.

После выполнения этого упражнения происходит обсуждение: трудно или легко было составлять формулы аутотренинга? Что мешало, а что помогало при составлении формул?

 

Рефлексия

 Подведение итогов  занятия. Каждый учащийся рассказывает:

I.   как он себя чувствует;

 

II.  что было легко, где почувствовал трудности;

III. что  нового для себя узнал.

 

Психолог завершает занятие: «Сегодня мы с вами познакомились только с одним способом, который поможет справиться с тревогой – аутотренингом, ознакомились с правилами составления формул аутотренинга, потренировались в составлении этих формул. На следующем занятии мы продолжим  знакомство с психологическими способами, помогающими справиться  с тревогой.

 

Занятие 3

 

Как справиться со стрессом на экзамене? (продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги. Затем участникам предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить  «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.

 

Презентация темы

Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

 

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

 

 

 

Упражнение «Мышечная релаксация».

Цель: научить учащихся справляться с мышечным напряжением.

Инструкция: Примите, пожалуйста,  удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

Анализ упражнения: Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

 Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение: «Дыхательная релаксация».

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться  на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

Анализ упражнения: как меняется ваше состояние? Возникали трудности при выполнении упражнения?

Упражнение «Медитация на предмет»

Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.

Инструкция: Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Анализ: справились ли вы с заданием? Что помогало и что мешало вам при выполнении  этого упражнения?

 

 Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:

1. Как себя чувствуете?

2. Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

3. Что было легко, а где почувствовали трудности?

4. Что бы вы пожелали на следующее занятие?

Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

 

Занятие 4

 

Способы снятия нервно-психического  напряжения.

Цель: научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши, мягкая игрушка (солнышко) или солнце, вырезанное из бумаги.

 

Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть,  изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

 

Презентация темы

Одним из эффективных приемов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.

 

Информирование

Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

 

Проигрывание

Упражнение «Эксперимент».

Цель: дать возможность  учащимся понять смысл и необходимость самообладания.

Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

 

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

 

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаН оГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

 

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

 

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

Упражнение «Ааааа»                                                                                                         Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: Сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете  вместе с воздухом веселые и радостные мысли.

 

             Анализ:

Расскажите о вашем состоянии.

              Игра «Стряхни»

Цель: обучить избавляться от негативного, неприятного

 

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее.

 

Анализ: Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

 

Рефлексия:

Упражнение «До следующей встречи».

Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия

Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнце и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания.

 

Занятие 5

 

Уверенность на экзамене.

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.

Необходимые материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, авторучки.

Разогрев. Игра «Передача хлопка»

Цель: настроить учащихся на  активную работу.

 

Ход игры: Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

 

Презентация темы:

Для того чтобы сдать хорошо  экзамен  нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.

 

Информирование

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

 

Проигрывание

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция: Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность».  В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры.

Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и озвучить.

 

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.

 

Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.

Упражнение «Приятно вспомнить»

Цель: обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах.

В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. И нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

Упражнение «Молодец!»

Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний- внутренний. Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров.

Анализ:

Много ли хорошего вы вспомнили про себя?

Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получилось?»

Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошибку?

Почему так важно говорить хорошее о самом себе?

Чему вы научились у своего партнера?

Упражнение «Образ уверенности».

Цель: показать учащимся,  как еще можно усилить свое ощущение уверенности.

Инструкция: Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ.

После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

Анализ: Что было легко, а где почувствовали трудности?

Как этот символ может помочь?

Если дети сами не скажут, им нужно сказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Ученики должны продолжить фразу: «Уверенность для меня – это…»

 

Занятие 6.

 

Психологическая игра «Сдаем ЕГЭ».

Цель: переживание и осмысление ситуации экзамена.

Задачи:

снять страх перед экзаменами;

закрепление полученных знаний и навыков;

снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, связанные с предстоящими экзаменами.

Необходимые материалы: конверты (по числу участников), в каждом из которых находятся список заданий и бланки ответов (несколько конвертов должны содержать неполный комплект материалов);  бланки с ключами правильных ответов. (См. «Материалы к занятию 6»).

 

Презентация темы:

«Сегодня мы попробуем сдать Единый государственный экзамен. При этом вы не будете сдавать экзамен ни по одному из школьных предметов. Это игра, но игра с особым смыслом».

 

Информирование

В ходе нашего занятия мы в игровой и сокращенной форме пройдем тот путь, который вам скоро предстоит пройти в реальности. Сначала каждый из вас получит конверт с заданиями и должен будет справиться с этими заданиями. Затем вы станете экспертами, проверите работы друг друга.

 

Проигрывание

Вначале дети получают конверты и проверяют их содержимое. В некоторых конвертах не хватает необходимых материалов, и ученики, обнаружившие отсутствие бланка или листа с заданиями, должны проинформировать об этом преподавателя. Он  меняет конверт, причем делает это публично, чтобы выпускники получили опыт самостоятельных действий  в ситуации экзамена. Если никто  из учеников не решится сказать  о недостающих листах, следует задать вопрос: «У всех ли есть все необходимые материалы?» и обратить особое внимание ребят на то, что на экзамене  очень важно внимательно проверить содержимое конверта и попросить заменить комплект, если он неполный или какой-либо из листов не очень хорошо пропечатан.

Затем в течение некоторого времени выпускники выполняют задания.  После этого они становятся экспертами, обмениваются своими листами и проверяют друг у друга.

 

Рефлексия

Прежде всего, нужно попросить участников поделиться впечатлениями, рассказать о том, что оказалось трудно, а что легко, с какими неожиданностями они столкнулись.  Обсудить в целом, что дали выпускникам эти занятия, как изменилось их отношение к предстоящим экзаменам.

 

Материалы к занятию 6.

Задание 1. «Ключевые слова».

Вариант 1.

Подчеркни каждую 3-ю и 5-ю буквы (считать от подчеркнутой буквы)

 

СХДАВСХОЕВМИХНАСИСВНХВАЕВКТСНАИЗСЕВХВХЕ

 

УНАКВНХСПНАИВСАЕРКЕАРХВКТСВДСНАИОСАРИСН

 

ВОВКГНХИСАХВМЕКВХОИСЛЕИСНОИНКАХСИОКВЗ

 

НАИХАСНЛНАИКСХЕНИСКВЕАИГХСКЕОВСХАИНАО

 

ИСДХЕВХМВСОЕВАСНСКАСНЕСРЕВХИСАХСВКУЕВХЕ

 

ШАСКЕКХСАКХКСЕХКОАЕНСНАЕВИСЕВЕИАРИКТАЕ

 

Выпиши все подчеркнутые буквы ----------------------------------------------

 

Найди и выпиши слова ---------------------------------------------------------------

 

Ключ №1: ДОМ, СВЕТ, ЗВУК, ПИРАТ, ДОРОГА, МОЛОКО, ЗАЛ, СНЕГОХОД, МОНАРХ, СУШКА, КОНВЕРТ.

 

Вариант 2.

Подчеркни каждую 2-ю и 7-ю буквы (считать от подчеркнутой буквы).

 

СМХАВСХКЕВХИХНАИМСОИВАНЧУЗГИНХВХВКСАН

 

ЛАИСЕХВМХРЕНАИСНАЕКВХАКВНЗХВИВСНАВОС

 

НАВСНАЕРКОЕАХВКЕКСОВСНАИСТАПИСНАВХАНР

 

ВКМХИСОКХВИЕКВХОИДВХЕИСКНЕОИНАИЕНСКП

 

ХКИКХЕЛКАВКИСВХНИЕХАКХМСТКАВИСВЕКВСЕХ

 

НАИСКСХНЕКХИСНАСМКСКВХКАИВСНАВСНИКСА

 

НАИКАЕПХРКИСНАСИКРХЕХЕИСОНДАХКЕКХАБ

 

Выпиши все подчеркнутые буквы ----------------------------------------------

 

 Найди и выпиши слова ---------------------------------------------------------------

 

 Ключ №2: МЕХ, СИГНАЛ, МРАК, ЗВОН, РОКОТ, ПАРОХОД, НОС, ПЛАНЕТА, ВЕСНА, МИСКА, ПРИРОДА.

 

Вариант 3.

Подчеркни каждую 5, 3 и 6-ю буквы (считать от подчеркнутой буквы).

 

ВХВКПСХИСНАИАРИЕНЕАКСМХКИВХИНИКИДСНАКИ

 

ВЕСКНАКНУЕХСКСНАИТКВЕХЛХКВИКЕСВКСИНХИАК

 

СДНАКСХИКХВХВЕКАЕСКСЕНАИКИКСНОАИСХКРЕХ

 

КЕОИХВНВХАКАЕИСНРАИАКХВСХДНВИЕИХАОЕСВЕС

 

ХНАИСЕАКМВСНХАЛЕСХАЯМСГНАЕНКРИСХКАЕХНВХ

 

ВСКИНЕИНЦАЕАКХЕКМРАИВКУВКЧХЕХИСКНАИХА

 

КАПХЕНАИЕВНИКРВКЕХИСНАПИЕЕХВОКВЛИЕХАИОЕ

 

ХЕАХВСКНЕИЕСАВНЕВРИСТНАЕАХАХ

 

Выпиши все подчеркнутые буквы ----------------------------------------------

 

 Найди и выпиши слова ---------------------------------------------------------------

 

 Ключ №3: ПИРАМИДА, КУСТ, ЛИСА, ДИВАН, КОРОВА, РАДИО, ЗЕМЛЯ, ГРАНИЦА, РУЧКА, ПЕРЕПОЛОХ, КАРТА.

 

 Задание 2. «Первая загадка Амтхауэра»

 

Вариант 1.

Вам будут предложены семь логических задачек. Каждая сформулирована в виде суждения, в котором часть текста или отдельное слово пропущены. К каждой задаче ниже приведены пять вариантов ответов в виде кратких суждений или отдельных слов. Они отмечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным, наиболее подходящим по смыслу для восстановления предложения.

В пустые клетки бланка необходимо вписать ответ (выбранную цифру).

 

Бланк

№         

7

Ответ   

   

1. Условием существования живых существ является…

 

1)        движение; 2) обмен веществ; 3) воздух; 4) свет; 5) нервная система.

 

2. Практические занятия большей частью связаны с (со)…

 

1)        интеллектом; 2) проникновением в сущность вопроса; 3) опытом; 4) производственной работой; 5) знанием дела.

 

 3. Камень в свободном падении падает на землю с высоты 10 метров через … секунды

 

1)0.3; 2)0.5; 3)1.4; 4) 2.0; 5) 3.0.

 

4. Каждая фирма имеет…

 

1)        здание; 2) склад; 3) профили; 4) название; 5) продукцию.

 

 5. Тому, кто трудится, необходим (о) …

 

1)        честолюбие; 2) задание; 3) начальник; 4) инструмент; 5) интеллект.

 

 

6. Наиболее частой причиной половодья является…

 

1)        прорыв плотины; 2) дождь; 3) таяние льда; 4) непогода; 5) катастрофа.

 

 7. Ртуть является…

 

1)        металлом; 2) минералом; 3) раствором; 4) химическим соединением; 5) сплавом.

 

 Вариант 2.

Вам будут предложены семь логических задачек. Каждая сформулирована в виде суждения, в котором часть текста или отдельное слово пропущены. К каждой задаче ниже приведены пять вариантов ответов в виде кратких суждений или отдельных слов. Они отмечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным, наиболее подходящим по смыслу для восстановления предложения.

В пустые клетки бланка необходимо вписать ответ (выбранную цифру).

 

 Бланк

№         

7

Ответ

1.    … не имеет отношения к погоде.

 

1)        ураган; 2) землетрясение;  3) град; 4) гроза; 5) туман.

 

2.  Самолет является … средством транспорта

1)        самым большим; 2) самым дорогим; 3) самым ненадежным; 4) самым легким; 5) самым быстрым. 

 

3. Решения в конечном счете…

1)  обдумываются; 2) планируются; 3) принимаются; 4) соблюдаются; 5) дискутируются.

 

4.  Учеба-это прежде всего…

1)  период жизни; 2) подготовка; 3) напряжение; 4) образование; 5) продвижение.

 

5.  Анализ – это…

1)   результат; 2) разложение на части; 3) планирование; 4) систематизация; 5) развитие.

 

6.Жизнь – это …

1  деятельность; 2) состояние; 3) занятие; 4) развитие; 5) способность.

 

 7.  Большинство четвероногих являются…

1) млекопитающими; 2) домашними животными; 3) хищниками; 4) плотоядными;   5) травоядными.

 

Вариант 3.

Вам будут предложены семь логических задачек. Каждая сформулирована в виде суждения, в котором часть текста или отдельное слово пропущены. К каждой задаче ниже приведены пять вариантов ответов в виде кратких суждений или отдельных слов. Они отмечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным, наиболее подходящим по смыслу для восстановления предложения.

В пустые клетки бланка необходимо вписать ответ (выбранную цифру).

 

Бланк

№         

7

Ответ                    

1.  … имеет наибольшую длину береговой полосы.

1) Ирландия; 2) Норвегия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия.

 2. У самолета всегда имеется (имеются)…

1)   мотор; 2) шасси; 3) радио; 4) пассажиры; 5) плоскости (крылья).

3.   Наименьшую площадь (в кв. км.) имеет…

1)  Сардиния; 2) Крит; 3) Мальта; 4) Сицилия; 5) Кипр.

4.  Проблема наилучшим образом решается при помощи…

1)  опыта; 2) концентрации; 3) разума; 4) размышления; 5) вживания в суть.

 5. Кинофильм немыслим без…

1)   напряжения; 2) съемок; 3) музыки; 4) действия; 5) экрана.

6. …. служит для предотвращения несчастных случаев.

1)ящик с перевязочным материалом; 2) шлагбаум; 3) запасный выход; 4) спасательный круг; 5) огнетушитель.

 

7.  При помощи линейки измеряются…

1)        отрезки; 2) длина; 3) площади; 4) расстояния; 5) углы.

 

Ключ к заданию 2.

(одинаков для всех вариантов

Номера задачи       

7

Правильные ответы        

2

 

   

4

1

 

                       Обучение учащихся приемам мышечной релаксации

 

Вводная инструкция

- Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для достижения состояния полного отдыха. Сядь удобно и закрой глаза.

Сначала направь, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: «Готов? Начали».

1. Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох ... глубже, глубже, задержка ... и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Через -10 сек. Повторяем снова это упражнение.

2. Теперь поставь обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в тоже время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. Подержи так ... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение). Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.

Теперь подними оба носка очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подними носки очень высоко ... еще выше. Подержи  та и расслабь.

Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, - это мышцы бедра. По моему сигналу вытяни ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай  их. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи их так и расслабь. Просто дай ногам медленно мягко опуститься на пол. Повторим еще раз.

Представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении (пауза около 20 сек.).

3. Сейчас переходим к рукам. Сожми обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче.

Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки и раздави свои болезни! Теперь расслабь руки. Почувствуй приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук. Повторим еще раз.

Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? Начали. Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки, и кладешь руки на теплую батарею или печку (пауза 20 сек.).

4. Теперь поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка...(повторяем 2 раза, затем пауза 20 сек.).

5. Переходим к лицу. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка «до ушей». Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так - и расслабься. (Повторяем 2 раза).

Теперь сожми губы вместе, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? Начали. Собери губы вместе. Сожми их крепко... Еще крепче. Подержи так - и расслабь. (Повторяем 1 раз)

А теперь перейдем к глазам. Как мы договаривались, ты все время нашего сеанса держишь глаза закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче. Готов? Начали. Зажмурь глаза очень крепко. Еще крепче... и расслабь. (Повторяем 2 раза).

Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том , что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, как будто сильно- чему-то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз). Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица (пауза 15 сек.).

6. Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом приятная свежесть, прохлада ... вливаются через дыхательные пути в легкие ... принося с собой бодрость, энергию, здоровье...Грудная клетка расширяется, расправляется...А с каждым выдохом (эта фраза говорится частями, синхронно с выдохами пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит ... через дыхательные пути... ты можешь представить ее как облачко пара.., которое отделяется от тебя..., унося все болезни, тревоги.., и тает, растворяется.. .Остается только  чувство уверенности, приятного покоя...

Категория: Мои статьи | Добавил: priural (05.02.2015)
Просмотров: 587 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы