Воскресенье, 19.05.2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Метод проектов

Метод проектов

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Cовременные сторонники метода проектов Пахомова Н.Ю., Сиденко А.С.

Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой.

Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечеля, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

Е.С. Полат отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться в полнее реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом. Он выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие  значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая значимость  предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,  прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).

Теоретические позиции проектного обучения по Т.И. Шамовой и др., позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  • образовательный  процесс строится  не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
  • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • гуманистический смысл проектного обучения   состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла­нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс­шие ступени.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо­ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, развитие способности к анализу, самостоятельная организация поиска и отбора нужной информации, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

  • исследовательские
  • творческие
  • приключенческие, игровые
  • информационные проекты
  • практико-ориентированные

По второму признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть:

  • с открытой, явной координацией
  • со скрытой координацией

Что касается характера контактов, то проекты могут быть:

  • внутренними или региональными(т.е. в пределах одной страны);
  • международными (участники проекта являются представителями разных стран).

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

        И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы (табл.4):

1        этап  - погружение в проблему;

2        этап – организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

     4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Таблица

Этапы проектной деятельности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

·   проблему проекта

·   сюжетную ситуацию

·   цель и задачи

Осуществляют:

·  личностное присвоение проблемы

·  вживание в ситуацию

·  принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

·   спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)

·   при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)

·   возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

·   планирование работы

·   разбивку на группы и распределение ролей в группе

 

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

·  консультирует по необходимости учащихся

·  ненавязчиво контролирует

·  ориентирует в поле необходимой информации

·  консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

·   по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации

·   консультируются по необходимости

·   подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

·  обобщает и резюмирует полученные результаты

·  подводит итоги обучения

Оценивает

·  глубина проникновения в проблему;

·  привлечение знаний из других областей;

·  доказательность принимаемых решений, умение аргументировать

·  индивидуальными возможностями;

·  характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·  эстетика оформления результатов проведенного проекта;

умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

·  понимание проблемы, цели и задачи

·  умение планировать и осуществлять работу

·  найденный способ решения проблемы

Осуществляют

·   рефлексию деятельности

·   взаимооценку деятельности и ее результативности и результатов

Ме­тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри­вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс метода проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Работа по методу проектов, строится как серия взаимосвязанных мо­ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро­ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания из огромного информационного потока, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само­стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Работая над проектом, учащиеся работают с электронными каталогами, преобразовывают информацию из одного вида в другой, представляют результаты своей работы, используя информационные технологии. очень важно, чтобы учащиеся умели все это выполнять, решая любую проблему. Таким образом, новым ориентиром в образовательной подготовке учащихся является формирование, в том числе,  их информационной компетентности.

Категория: Мои статьи | Добавил: priural (19.01.2014)
Просмотров: 1281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы