Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности
Автор С.Ю Степанов
Инструкция
Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.
Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!
№
|
утверждения
|
1
|
Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.
|
Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
2
|
Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности
|
Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
3
|
Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».
|
Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
4
|
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.
|
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
5
|
Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
|
Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
6
|
Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
|
Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
7
|
Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете
|
Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
8
|
Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
|
Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
9
|
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.
|
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
10
|
Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет
|
Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
11
|
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.
|
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
12
|
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.
|
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
13
|
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.
|
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
14
|
Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.
|
Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
15
|
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть
|
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
16
|
Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
|
Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
17
|
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.
|
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
18
|
У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
|
Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
19
|
Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам
|
Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
20
|
Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.
|
Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Ключ к методике «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности.
При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:
от 0 до 80 баллов – низкий уровень,
от 81 до 140 баллов – средний уровень,
от 141 до 200 баллов – высокий уровень.
Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик. Спасибо за работу!
- Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Чувство долга и ответственности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Любознательность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Потребность в психолого-педагогическом самообразовании
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Потребность в самопознании
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Ранговое место самообразования среди других видов деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уверенность в своих силах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень общеобразовательных знаний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень общеобразовательных умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень педагогических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень психологических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень методических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
- Уровень специальных знаний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Ключ к методике «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин).
Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.
Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
55 и более баллов – низкий уровень,
36-54 балла – средний уровень,
35 и менее баллов – высокий уровень.
Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
37 и более баллов – низкий уровень,
24-36 баллов – средний уровень,
23 и менее баллов – высокий уровень.
Диагностика продуктивности инновационной деятельности
Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66
Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
(разработана Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
1.Я удовлетворен (а) своей учебной нагрузкой.
2. Меня устраивает составленное расписание уроков.
3. Мое рабочее время тратится рационально.
4. Меня устраивает работа методического объединения и мое участие в ней.
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.
9. У меня с коллегами сложились нормальные отношения.
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.
19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.
20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.
21. Я удовлетворен (а) работой директора школы.
22. Я удовлетворен(а) работой заместителей директора школы.
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать: если коэффициент У больше или равен 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как: организация труда (1—4);
возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5—8); отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9—12);
отношения с учащимися и их родителями (13—16); обеспечение деятельности педагога (17—20). Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
АНКЕТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»
Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности от 0 до 5, где «0» - затруднений не вызывает, «5» - высокая степень затруднения, необходима помощь; в соответствующей графе поставьте знак «v».
№
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Выбор темы самообразования
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Составление плана повышения педагогического мастерства
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Изучение и анализ методической литературы
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Составление рабочей программы по учебному предмету по ФГОС
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Построение собственной методической системы
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Овладение содержанием новых программ и учебников
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Овладение новыми формами ведения урока
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Умение определять цель урока, задачи
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Умение определить и формировать УУД
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Умение отобрать содержание материала к уроку соответствующее теме и цели
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Определение методов, необходимых для организации учебного процесса соответствующих теме и цели урока
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Использование элементов современных образовательных технологий
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Использование эффективных форм работы на уроке
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Осуществление межпредметных связей на уроке
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Осуществление дифференцированного подхода к обучению
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Эффективное использование оснащения кабинета
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Использование современных ИКТ-технологий
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Использование электронного учебника, пособия, ЭОРа
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Описание собственного опыта работы
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Самоанализ урока
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Анализ урока коллеги
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Развитие у обучающихся интереса к предмету
|
|
|
|
|
|
|
23
|
Учет возрастных особенностей обучающихся при
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Организация исследовательской (проектной) деятельности на уроке
|
|
|
|
|
|
|
25
|
Диагностика уровня обученности
|
|
|
|
|
|
|
26
|
Выявление причин слабой успеваемости обучающихся
|
|
|
|
|
|
|
27
|
Работа с неуспевающими обучающимися
|
|
|
|
|
|
|
28
|
Работа с одаренными обучающимися
|
|
|
|
|
|
|
29
|
Формирование предметных результатов
|
|
|
|
|
|
|
30
|
Формирование личностных результатов
|
|
|
|
|
|
|
31
|
Формирование коммуникативных УУД
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Формирование познавательных УУД
|
|
|
|
|
|
|
33
|
Формирование регулятивных УУД
|
|
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
Если имеются какие-либо неучтенные в анкете затруднения, впишите в п.п. 34 и 35.
Спасибо за сотрудничество! |