Воскресенье, 05.05.2024, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Положение о внутришкольном контроле

                                             1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Внутришкольный контроль - главный источник информации и диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под «внутришкольным контролем» понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля, в пределах своей компетенции, за соблюдением работниками нормативно-правовых актов  в области образования.

2. Внутришкольный контроль есть:

• оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;

• взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса

• система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи; вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы УВР работы на диагностической основе общегосударственным требованиям

3. Внутришкольный контроль осуществляется на демократических началах; он рассматривается администрацией в качестве средства стимулирования педагогов; внутришкольный контроль осуществляется систематически.

4. Внутришкольный контроль осуществляется администрацией ОУ, органами общественного самоуправления школы (Совет школы) в течение года по утвержденному плану.

5. Результаты ВШК доводятся до сведения педагогического коллектива на педсоветах, совещаниях при директоре.

Решения по результатам ВШК являются обязательными к исполнению.

 

Основные направления ВШК:

  • контроль за состоянием преподавания, усвоением государственного стандарта учащимися, качеством знаний;
  • выполнение рабочих учебных программ по предметам и курсам;
  • контроль за состоянием внеурочной, деятельности, воспитательной работы;
  • профилактическая работа с учащимися;
  • повышение квалификации педагогических кадров;
  • аттестация педагогов;
  • ведение школьной документации, исполнение решений постановлений, вынесенных членами школьной администрации;

 

Принципы внутришкольного контроля:

• стимулирование творческого и профессионального роста учителя;

• доброжелательность;

• взаимоуважение и взаимообогащение;

• мотивационная и информационная основы;

• сравнительно-аналитический подход;

• методическая направленность;

• системность;

• цикличность;

• демократизация;

• гуманизация и гласность;

 

Методы контроля:

методы контроля результатов;

методы контроля процессов.

Анализ - это основной метод контроля в структуре и содержании всякой педагогической системы.

Методы контроля деятельности учителя

- анкетирование;

-тестирование;

-социальный опрос;

-мониторинг;

-наблюдение;

-изучение документации;

-посещение занятий;

-беседа о деятельности, учащихся;

-результаты учебной деятельности учащихся.

Методы контроля результатов учебной деятельности:

-наблюдение;

-устный опрос;

-письменный опрос;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

-комбинированная проверка;

-беседа, анкетирование, тестирование;

- проверка документации.

 

ΙΙ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

 

Целью внутришкольного контроля является:

•совершенствование уровня деятельности;

• повышение мастерства учителей;

• повышение  качества образования в школе.

Задачи внутришкольного контроля:

  •  соблюдение  исполнения  нормативных правовых  локальных актов учреждения;
  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
  • анализ и  оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
  • инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций;
  • распространение педагогического опыта;
  • анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
  • создание благоприятных условий  для развития ОУ;
  • обеспечение взаимодействия  управляющей и управляемой систем;
  • обеспечение сочетания административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;
  • создание информационного банка данных о работе  педагогов;
  • мотивирование педагогов на улучшение результатов труда.

 

  ΙΙΙ.ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

 

Функции внутришкольного контроля: информационно-аналитическая, контрольно-диагностическая, коррективно-регулятивная.

Директор школы и (или) заместители директора вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
  • использования методического обеспечения в образовательном процессе;
  • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
  • соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
  • соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
  •  организации  питания и медицинского обслуживания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
  • другим вопросам в рамках компетенции директора школ

 

IV. ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

 

1. По масштабу целей:    стратегический; тактический; оперативный.

2. По этапам процесса: начальный или отборочный; учебный или промежуточный; итоговый или заключительный.

3. По временной направленности: предупредительный или опережающий (для предупреждения возможных ошибок); текущий; заключительный; ретроспективный.

4. По частоте проведения:   разовый; периодический; систематический.

5. По широте контролируемой области:  выборочный; локальный; сплошной.

6. По организационным формам: индивидуальный, групповой; коллективный.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в  соответствии с  утвержденным планом - графиком, который доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в установлении  фактов и проверке сведений о нарушениях , указанных в обращениях учащихся  и их родителей или других граждан, организаций,  в конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор,

системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояния здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов. исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольньий контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 

V.ФОРМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

     • самоконтроль;

     • взаимоконтроль;

    • административный контроль

  • коллективный контроль;
  • внешний контроль;

Выделяют:

- личностно-профессиональный (персональный);

- -тематический;

- классно-обобщающий;

- комплексный,

- фронтальный.

 

Личностно – профессиональный (персональный) контроль

 

Личностно-профессиональный контроль - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

В ходе персонального контроля руководитель изучает:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

- результаты работы учителя и пути их достижения;

- повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения.

 

При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, планами, классными журналами,  дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические

исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

Проверяемый педагогический работник имеет право:

-    знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

-    знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы УО при несогласии с результатами контроля.

По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка( приказ).

 

Тематический контроль

 

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации и познавательной деятельности, процесс формирования УУД и др.

Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел, но и внедрение форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с планом школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования.

Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования;

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков. секций; анализ школьной и классной документации.

Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышения качества воспитанности и развития учащихся, результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.

 

Классно — обобщающий контроль

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

- деятельность всех учителей;

- включение учащихся в познавательную деятельность;

- привитие интереса к знаниям;

-стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе,

самосовершенствовании, самоопределении;

- социально-психологический климат в классном коллективе.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии и с выявленными проблемами.

Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.

По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

 

Комплексный контроль

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу.

Для проведения комплексного контроля создается группа под руководством одного из члена администрации, состоящая из руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы и членов администрации.

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до её начала.

По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директор школы издает приказ (контроль, за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводит Педсовет, совещание при директоре или его заместителях.

 

VI ПРАВИЛА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ:

 

- ВШК осуществляет директор школы или заместитель по учебно-воспитательной работе, руководители МО;

- в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние

(компетентные) организации, отдельные специалисты;

- директор устанавливает срок предоставления итоговых материалов устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

- продолжительность тематических или комплексных проверок не может превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

- эксперты имеют право запрашивать дополнительную информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу ВШК;

- при обнаружении в ходе ВШК нарушений, о них сообщается директору школы;

- экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях;

-  при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля;

в экстренных случаях директор и его заместители  могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка,) при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

При оценке качества работы учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

- качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

- степень самостоятельности учащихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

- создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы

положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

- способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций,

рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности;

- умение корректировать свою деятельность;

- умение обобщать свой опыт;

- умение составлять и реализовывать план своего развития.

 

Основаниями для внутришкольного контроля являются:

- заявление педагогического работника на прохождение аттестации;

- плановый контроль;

- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе..

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом и по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел в школе:

- проводятся заседания Педагогического,

производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

- сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

- результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает

следующие решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

-о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

-о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.

О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций. сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

 Технология ВШК предусматривает следующие операции:

• анализ состояния внутришкольной системы образования;

• определение цели контроля;

• разработка плана, методов проверки;

• организация и проведение контроля;

• обработка информации, полученной в ходе контроля, и ее анализ;

• выработка управленческого решения по результатам проверки;

• проверка выполнения решений по материалам ВШК.

 

 На основе анализа материалов проверок, инспектирования заместители директора готовят:

• справки по итогам контроля;

• методические рекомендации;

• памятки;

• анкеты, тексты контрольных работ.

Категория: Мои статьи | Добавил: priural (09.02.2015)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы