Суббота, 20.04.2024, 15:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методические рекомендации для учителей основной школы в условиях введения ФГОС в 5 классах

Методические рекомендации

для учителей основной школы в условиях введения ФГОС в 5 классах

 

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования. В первую очередь это касается кадровых условий. Необходимо напомнить, что в соответствии с ФГОС требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений встала необходимость провести анализ уровня готовности к переходу к ФГОС ООО, по кадровым условиям в том числе.

С введением накопительной системы повышения квалификации и апробацией модели, обеспечивающей непрерывность и адресный подход повышения квалификации, обязательным становится разработка плана повышения квалификации педагогических работников на внутришкольном и муниципальном уровнях. Следовательно, назрела необходимость составления индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов. Одним из возможных мест повышения квалификации педагогов являются учреждения дополнительного профессионального образования.

В сложившихся условиях возникла необходимость проведения работы по выявлению и определению уровня профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС внутри образовательных учреждений. Варианты измерительных инструментов для этого могут быть разными. ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» предлагает заполнить две формы: таблицу затруднений учителя, работающего в условиях реализации ФГОС ООО (Приложение 1) и карту самооценки готовности педагогов к введению ФГОС ООО (Приложение 2).

Карту необходимо заполнить всем учителям, работающим в 5-х классах. Цель данной карты: выявление профессиональных затруднений и педагогических дефицитов. В предложенной карте необходимо отразить затруднения в вопросах составления программы дисциплины, планирования урока, методики анализа УМК на предмет соответствия требованиям ФГОС, использовании современных образовательных технологий обучения, формировании мотивации учащихся к обучению, системы оценивания и технологии формирования универсальных учебных действий. В дополнение предлагается карта самооценки готовности педагогов к введению ФГОС основного общего образования, которая может быть заполнена однозначными ответами: «готов» и «не готов». Результаты двух заполненных карт могут быть проанализированы в образовательных учреждениях.

В целях предотвращения чисто субъективного подхода диагностику и анализ возможно провести, используя 3-х ступенчатую систему. Например, 1-я ступень – самодиагностика педагогов, работающих в основной школе,
2-я ступень – уровень образовательного учреждения (экспертная оценка готовности, которую могут провести заместители директоров школ),
3-я ступень – муниципальный уровень (оценка, которую могут провести сотрудники районных отделов образования). При использовании карты на 2 и 3 уровнях целесообразно использовать 3-х бальную систему оценивания (0-3 баллов).

Таким образом, предложенные карты носят универсальный характер и могут быть использованы разными категориями оценивающих лиц. Карты могут быть дополнены и расширены в образовательных учреждениях исходя из целесообразности и степени конкретизации. Предложенные карты по самодиагностике могут быть использованы при проведении семинаров, совещаний и других мероприятий.

Известно, что освоение новых государственных стандартов предусматривает новый уровень подготовки учителей. В этой связи в первую очередь на повышение качества работы педагога, способствующей его профессиональному становлению на новом этапе развития  образования, должна быть направлена деятельность методической службы всех уровней. Методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов должна осуществляться по следующим направлениям:

  • проведение анализа готовности педагогических кадров к реализации ФГОС ООО, выявление профессиональных затруднений;
  • повышение квалификации педагогических и руководящих кадров по проблеме введения ФГОС ООО;
  • информационно-методическая поддержка педагогических и руководящих работников по вопросам внедрения и реализации ФГОС ООО;
  • создание и функционирование муниципальной системы распространения актуального педагогического опыта внедрения и реализации ФГОС ООО.

Создание системы работы по предложенным направлениям позволит спроектировать методическую работу в условиях внедрения ФГОС. Критериями, которые выявляют степень готовности педагогов к работе по новым образовательным стандартам, являются: информированность, осознание важности происходящих изменений, владение методическим и диагностическим инструментарием, степень включения каждого педагога в процесс внедрения ФГОС.

Приложение 1

Таблица затруднений учителя, работающего в условиях реализации ФГОС ООО

№п/п

Элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень трудно

Трудно

Небольшие затруднения

Нетрудно

Легко

Программы и УМК

1.

Написание рабочей программы дисциплины

 

 

 

 

 

2.

Определение соответствия УМК требованиям ФГОС

 

 

 

 

 

3.

Овладение содержанием УМК

 

 

 

 

 

4.

Анализ УМК

 

 

 

 

 

5.

Работа по УМК

 

 

 

 

 

Организация и проведение урока в соответствии с ФГОС

1.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке

 

 

 

 

 

2.

Знание типологии уроков

 

 

 

 

 

3.

Формулирование целей урока в зависимости от дидактической задачи урока

 

 

 

 

 

4.

Умение формулировать задачи урока

 

 

 

 

 

5.

Умение формулировать планируемые результаты урока

 

 

 

 

 

6.

Умение выделить формируемые УУД на уроке

 

 

 

 

 

7.

Знание структуры урока

 

 

 

 

 

8.

Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач

 

 

 

 

 

9.

Умение мотивировать учащихся к обучению

 

 

 

 

 

10.

Использование разнообразных форм организации работы на уроке

 

 

 

 

 

11.

Использование современных методов обучения на уроке

 

 

 

 

 

12.

Применение современных педагогических технологий на уроке

 

 

 

 

 

13.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

 

 

 

 

 

14.

Системное формирование предметных, метапредметных умений на уроке

 

 

 

 

 

15.

Организация динамических пауз

 

 

 

 

 

16.

Проведение рефлексии

 

 

 

 

 

17.

Разработка поурочного плана урока

 

 

 

 

 

18.

Разработка технологической карты урока

 

 

 

 

 

19.

Умение анализировать урок

 

 

 

 

 

Формирование универсальных учебных действия (УУД)

1.

Знание и применение методов формирования УУД

 

 

 

 

 

2.

Знание и применение средств формирования УУД

 

 

 

 

 

3.

Знание и применение инструментов формирования УУД

 

 

 

 

 

4.

Знание содержания всех видов УУД применительно к своему предмету

 

 

 

 

 

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения ООП

1.

Система оценки предметных результатов учащихся

 

 

 

 

 

2.

Система оценки метапредметных результатов учащихся

 

 

 

 

 

3.

Система оценки личностных результатов учащихся

 

 

 

 

 

Организация внеурочной деятельности

1.

Формы и направления организации внеурочной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

2.

Составление программы внеурочной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

Владение средствами ИКТ

1.

Использование электронных дидактических образовательных ресурсов на уроке

 

 

 

 

 

2.

Умение организовать практическую работу с использованием современного интерактивного оборудования

 

 

 

 

 

3.

Использование Интернет для дистанционной поддержки обучения

 

 

 

 

 

4.

Использование Интернет для связи с родителями

 

 

 

 

 

Владение современными образовательными технологиями

1.

Проектные технологии

 

 

 

 

 

2.

Технологии организации учебно-исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

3.

Технологии уровневой дифференциации

 

 

 

 

 

4.

Технологии развивающего обучения

 

 

 

 

 

5.

Диалоговые технологии

 

 

 

 

 

6.

Технологии развития критического мышления

 

 

 

 

 

7.

Коммуникативные технологии

 

 

 

 

 

8.

Технология модульного обучения

 

 

 

 

 

Государственная политика в области российского образования

1.

Стратегические ориентиры образовательной политики государства

 

 

 

 

 

2.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс в школе

 

 

 

 

 

3.

ФГОС ООО: концепция, структура, содержание

 

 

 

 

 

4.

Требования ФГОС к результатам освоения ООП

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карта самооценки готовности педагогов к введению ФГОС основного общего образования

№п/п

Критерии

Готов

Не готов

Когнитивный аспект

1

Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе

 

 

2.

Знание основных документов:

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

- план мероприятий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.

- ФЦПРО на 2011-2015 гг.

- Закон РФ «Об образовании»

-ФГОС общего образования

Знание и понимание сути системно-деятельностного подхода в обучении

Осознание роли учителя в организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС

 

 

Мотивационный аспект

1.

Понимание значения ФГОС для современной системы образования

 

 

2.

Участие в рабочих группах по реализации ФГОС ООО на школьном и районном уровнях

 

 

3.

Самостоятельность в решении педагогических проблем, связанных с введением  ФГОС

 

 

4.

Самообразование и преодоление сложностей в организации педагогической деятельности

 

 

5.

Стремление учиться и повышать свою профессиональную компетентность

 

 

Личностный аспект

1.

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

 

 

2.

Умение выстраивать демократические взаимоотношения с учащимися

 

 

3.

Индивидуальный подход к учащимся

 

 

4.

Умение организовать свою деятельность и деятельность учащихся

 

 

5.

Толерантность по отношению к учащимся

 

 

Технологический аспект

1.

Умение провести отбор учебного материала, содержащий:

- элементы воспитывающего ценностно-смыслового характера;

- элементов развивающего характера;

- элементов проблемного характера;

- элементов учебного исследования;

Умение формировать компоненты учебной деятельности учащихся:

- целеполагания;

- контроля и оценки;

- мотивации;

- рефлексии

Умение организовать учебное исследование;

Умение организовать проектную деятельнось учащихся;

Умение организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Умение применять разные формы обучения

Умение применять разные методы обучения

Умение организовать работу над ошибками.

Умение вовлечь учащихся в процесс оценивания

 

 

 

Источники

  1. http://www.koiro.edu.ru/files/act/projects/training/seminar_32.pdf
  2. http://nova.rambler.ru/search?utm_source=nhp&quer
  3. http://co1460uv.mskobr.ru/obrazovanie/fgos/
Категория: Мои статьи | Добавил: priural (05.02.2015)
Просмотров: 3181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы