Четверг, 25.04.2024, 04:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ современного урока

Анализ современного урока

 

Мясникова Г.А., заместитель директора по УВР МБОУ «Приуральская СОШ»

Статья опубликована на сайте Всероссийского интернет педсовета http://pedsovet.org

 

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Рассматривая всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока  через призму новых целей, принципов, средств образования, учитель рано или поздно приходит к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен.

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют («открывают») сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы)

Цели урока учителем определяются через образовательные  результаты  (личностные, метапредметные, предметные)

Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели)

 Обучающиеся  должны участвовать в целеполагании,  формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень  сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий

Изучение нового учебного материала

 «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета

Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной  единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)

 

 

 

 

Урок  включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он  уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)

 

Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)

 

 

Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося

 

Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской  деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения

Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учитель создает условия для продуктивного применения знаний  и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся

Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учитель ставит перед учащимися  задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Оценивание учителя  должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа  причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Педагогический Аспект Анализа Урока.

  • Педагогический аспект урока традиционно рассматривается через следующие позиции:
  • Управление процессом учения, цели, средства, методы, содержание обучения.
  • Развитие личности в ходе решения учебных задач.
  • Единство индивидуального и группового подхода к обучению.
  • Организационные, коммуникативные, экспрессивные практические действия учителя.
  • Методические умения учителя, виды обратной связи.
  • Соблюдение основных дидактических принципов.
  • Воспитательные, развивающие, обучающие цели и действия учителя.
  • Целесообразность выбора определенной формы урока, его этапов, продиктованность обучающих действий.
  • Умения учителя ставить обнаруженные факты в причинно-следственные отношения.
  • Что было достигнуто за урок, соответствие первоначальному замыслу.
  • Основные элементы структуры деятельности учителя и учеников, приемы активизации психических процессов учащихся (познавательных, эмоциональных, волевых).

 


Компоненты  педагогического аспекта  урока

  1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
  2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы;

 д) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

 к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;

г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими;

е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;

ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение к учителю;

г) дисциплинированность и организованность;

д) речь учащихся, их вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?


Психологический Аспект Анализа Урока.


Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности:

  • Мотивация учеников и учителя.
  • Степень общей активности учеников.
  • Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий.
  • Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных  временных отрезков урока.
  • Обоснованность чередования напряженности - расслабленности.
  • Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций. Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.
  • Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса. 
  • Характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам. 
  • Содержание познавательной деятельности, последовательность и непротиворечивость учебного материала, система логических действий и психологических механизмов познания - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, индуктивный и дедуктивный способы и т. д.

 

 


Методический Аспект Анализа Урока.


Общими требованиями к уроку являются следующие:

  1. Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.
  2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе.
  3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.
  4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

 

Методический Анализ Урока (Когнитивной Направленности).


1.   Основная учебная цель урока - сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно?
2.      Сопутствующие учебные цели.

  1. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
  2. Методическая логика урока:
  3. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников ( в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов).
  4. Использование различных методических приемов.
  5. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
  6. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

    Сопоставительный Анализ Урока.

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.
3. Связь данного урока с уроками других предметов.
4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.
5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.
6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.
7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

Целевой Анализ Урока.


Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.

 

Анализ Урока С Физиолого-Гигиенических Позиций.


1. Краткая общая характеристика урока.

2. Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
3. Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учет этих рекомендаций.
4. Учет возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.

5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
7. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в расписании.

8. Наличие или предупреждение перегрузки школьников.

Анализ урока с позиций  требований ФГОС

1. Целеполагание.

  • а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.
  • б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД. 
  • в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

  • а). Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.
  • б). Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.
  • в). Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

  • а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.
  • б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
  • в). Этапы четкие, логичные, завершенные.  Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация  учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

  • а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.
  • б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные  методы. Структура методов в основном продумана и логична.
  • в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены  их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

  • а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.
  • б). Формы адекватны целям и задачам.  Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)
  • в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

  • а) Контроль слабо  обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя.  Критерии оценки не называются или имеют общий характер.
  • б) Организация контроля  обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе,  но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.
  • в) Организация контроля рациональна.  Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

 

7. Результаты проведенного урока.

  • а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД  и знаний  прослеживается очень слабо.
  • б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.
  • в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.
  •  Высокий обучающий,  воспитывающий и развивающий эффект.

 

Схема Самоанализа Урока.

Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

  • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?;
  • Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?;
  • Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?;
  • Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?;
  • В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?;
  • Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

6. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?

7. Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эф­фективность? Имела ли место мотивация отметок?

8. Удалось ли правильно построить устную речь - свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

9. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока.

10.Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

11. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?

12. Удалось ли решить на необходимом (или даже оптималь­ном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствую­щие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

13. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

14. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Используемая Литература

 

1.     Кульневич,  С.В. и др  Анализ урока в начальной школе: практич. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 ПиМНО), слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцетина. –  Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. – 256 с.

2.     Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011. – 112с.

Категория: Мои статьи | Добавил: priural (03.02.2015) | Автор: Мясникова Г.А.
Просмотров: 1991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Информационные ресурсы