Анализ современного урока
Мясникова Г.А., заместитель директора по УВР МБОУ «Приуральская СОШ»
Статья опубликована на сайте Всероссийского интернет педсовета http://pedsovet.org
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.
Рассматривая всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока через призму новых целей, принципов, средств образования, учитель рано или поздно приходит к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен.
Этапы урока
|
Традиционный урок
|
Урок современного типа
|
Объявление темы урока
|
Учитель сообщает учащимся
|
Формулируют («открывают») сами учащиеся
|
Сообщение целей и задач
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы)
|
Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели)
Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания
|
Планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
|
Изучение нового учебного материала
|
«Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета
|
Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)
|
|
|
Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)
|
|
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)
Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося
|
Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
|
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся
Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
|
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
|
Оценивание учащихся
|
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
|
Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
|
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
Педагогический Аспект Анализа Урока.
- Педагогический аспект урока традиционно рассматривается через следующие позиции:
- Управление процессом учения, цели, средства, методы, содержание обучения.
- Развитие личности в ходе решения учебных задач.
- Единство индивидуального и группового подхода к обучению.
- Организационные, коммуникативные, экспрессивные практические действия учителя.
- Методические умения учителя, виды обратной связи.
- Соблюдение основных дидактических принципов.
- Воспитательные, развивающие, обучающие цели и действия учителя.
- Целесообразность выбора определенной формы урока, его этапов, продиктованность обучающих действий.
- Умения учителя ставить обнаруженные факты в причинно-следственные отношения.
- Что было достигнуто за урок, соответствие первоначальному замыслу.
- Основные элементы структуры деятельности учителя и учеников, приемы активизации психических процессов учащихся (познавательных, эмоциональных, волевых).
Компоненты педагогического аспекта урока
- Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
- Организация урока:
а) тип урока;
б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы;
д) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;
г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими;
е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;
ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение к учителю;
г) дисциплинированность и организованность;
д) речь учащихся, их вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?
Психологический Аспект Анализа Урока.
Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности:
- Мотивация учеников и учителя.
- Степень общей активности учеников.
- Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий.
- Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока.
- Обоснованность чередования напряженности - расслабленности.
- Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций. Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.
- Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса.
- Характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам.
- Содержание познавательной деятельности, последовательность и непротиворечивость учебного материала, система логических действий и психологических механизмов познания - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, индуктивный и дедуктивный способы и т. д.
Методический Аспект Анализа Урока.
Общими требованиями к уроку являются следующие:
- Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.
- Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе.
- Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.
- Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.
Методический Анализ Урока (Когнитивной Направленности).
1. Основная учебная цель урока - сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно?
2. Сопутствующие учебные цели.
- Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
- Методическая логика урока:
- Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников ( в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов).
- Использование различных методических приемов.
- Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
- Содержательная логика урока, его информационная ценность.
Сопоставительный Анализ Урока.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.
3. Связь данного урока с уроками других предметов.
4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.
5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.
6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.
7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.
Целевой Анализ Урока.
Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.
Анализ Урока С Физиолого-Гигиенических Позиций.
1. Краткая общая характеристика урока.
2. Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
3. Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учет этих рекомендаций.
4. Учет возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.
5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
7. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в расписании.
8. Наличие или предупреждение перегрузки школьников.
Анализ урока с позиций требований ФГОС
1. Целеполагание.
- а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.
- б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
- в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.
2. Содержание.
- а). Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.
- б). Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.
- в). Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.
3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).
- а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.
- б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
- в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.
4. Методы организации УД.
- а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.
- б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.
- в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.
5. Формы организации УД.
- а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.
- б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)
- в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.
6. Организация контрольно-оценочной деятельности.
- а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.
- б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.
- в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.
7. Результаты проведенного урока.
- а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.
- б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.
- в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.
- Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
Схема Самоанализа Урока.
Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?;
- Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?;
- Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?;
- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?;
- В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?;
- Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?
6. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
7. Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?
8. Удалось ли правильно построить устную речь - свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?
9. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока.
10.Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
11. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
12. Удалось ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
13. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
14. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Используемая Литература
1. Кульневич, С.В. и др Анализ урока в начальной школе: практич. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 ПиМНО), слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцетина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. – 256 с.
2. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011. – 112с. |