Четверг, 02.05.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт зам.директора по УВР, учителя физики МБОУ "Приуральская СОШ" Мясниковой Галины Александровны

Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотографии




Описание опыта управленческой деятельности

Описание опыта управленческой деятельности

заместителя директора по УВР МБОУ «Приуральская СОШ» Мясниковой Г.А.

«Внутришкольная система повышения квалификации как инструмент управления качеством образования в условиях реализации новых образовательных стандартов»

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами

Али Апшерони

В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В контексте концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательной организации – это, прежде всего, правильная кадровая политика администрации.

Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни.

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в повышении профессиональной компетентности педагога. Эту задачу можно решать за счет разных форм повышения квалификации учителей. Сегодня актуальной становится внутришкольная система повышения квалификации. Обучение на рабочем месте, по М. Армстронгу, является единственным способом тренировать и развивать на практике специфические умения, представляет собой непрерывный процесс образования. Непрерывное образование все чаще рассматривается и учеными (В.С. Лазарев, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) не как средство адаптации к изменившимся условиям, а как механизм подготовки педагога к инновационной деятельности. Проблема повышения квалификации рассматривается учеными в раз­личных аспектах: влияние системы повышения квалификации на психологическую пере­стройку кадров (И.В. Блауберг, А.Ю. Панасюк, Э.Г. Юдин); формирование профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков); роль информационных технологий в организации повышения квалифика­ции работников образования (А. Капитанская,      М.М. Поташник, Г.Н. Селевко и др.);  работа с педагогическими кадрами (В.И.Зверева, Т.И.Шамова). Анализ литературы показал, что дискусси­онным остается понятийный аппарат проблемы, отсутствует понятие «внутришкольная система повышения квалификации», которая бы связала цели, задачи, направления, методы, средства и формы обучения учителей как с их потребностями, так и с потребностями конкретной школы, недостаточно рассматривается управление персонифицированной моделью повышения квалификации учителей.

Нами был выявлен ряд проблем в профессиональной деятельности педагогов:

  • недостаточная подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации;
  • повышение качества профессионального уровня учителя в основном осуществляется посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях, недостаточный процент проаттестованных педагогов;
  • недостаточное использование новых источников информации в поиске и реализации инновационных идей;
  • уроки часто носят традиционный  характер, учащиеся не вовлечены в активную поисковую и творческую деятельность;
  • консерватизм некоторой части  педагогов;
  • не все педагоги подготовлены к внедрению новых образовательных стандартов и применению инновационных технологий;
  • по результатам диагностик уровень развития педагогического коллектива на среднем уровне, оценка мотивационной среды развития школы на уровне ниже среднего, потребностей в профессиональном саморазвитии на среднем уровне.

В 2011-2012 учебном году качество знаний в школе составляло 36%.

На основании изложенного были выявлены противоречия:

  • между необходимостью достижения школой новых образовательных результатов и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов по их формированию;
  • между необходимостью создания условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и отсутствием системы работы в этом направлении  в деятельности администрации школы;
  • мeжду пoтребнoстью шкoлы в высoкoквалифицированных кадрах, необходимостью индивидуализации программ повышения квалификациии и недостаточной разрабoтанностью мeханизма повышения квалификации педагогов в услoвиях образoватeльнoго учрeждения.

На основании противоречий сформулирована проблема  - создание в школе условий для повышения профессиональной компетентности педагогов с учетом их индивидуальных потребностей с целью  повышения качества  образования.

Нами разработана модель внутришкольного повышения квалификации педагогов, которая включает в себя следующие компоненты: целевой (Цель – Планирование), функциональный (Управление),  оценочно-результативный (Результат – Контроль – Управленческое решение).

 Основная цель внутришкольной системы повышения квалификации - создание условий для профессионального роста педагогов с учетом их индивидуальных потребностей в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Основные задачи внутришкольной системы повышения квалификации:

  • проанализировать ресурсные возможности педагогического коллектива школы и выявить «точки роста» для формирования творческих групп: учитель-консультант, учитель - тьютор;
  • провести мониторинг владения педагогами школы инновационными педагогическими технологиями;
  • создать условия для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций (обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога);
  • выявить наиболее перспективного педагогического опыта и представление (распространение) его образовательному сообществу на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном);
  • вовлечь в активную методическую работу педагогических работников;
  • расширить сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями.

На начальном этапе необходимо создать оптимальные организационно-управленческие условия, соответствующие требованиям инновационных процессов современной школы:

  • оснащение образовательного процесса современным оборудованием и программным  обеспечением;
  • обновление учебного фонда в соответствии с ФГОС;
  • обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов;
  • обеспечение условий профессионального роста с учётом профессиональной компетентности и интересов и потребностей самого педагога;
  • активное вовлечение педагогов в решение задач развития школы;
  • оказание методической помощи, организация внутришкольного  сопровoждения;
  • повышение мотивации учителей к использованию методик и технологий обучения на основе деятельностного подхода;
  • обеспечение возможностей для публичного представления педагогами своих достижений.

На основе выявленных проблем в профессиональной деятельности педагогов, составлены индивидуальные планы повышения квалификации педагогов.

Функциональный компонент представлен следующими направлениями:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта;
  • обеспечение мотивации педагогического труда;
  • методическая поддержка педагогов в период аттестации.

Цели и задачи направления «Повышение профессиональной компетентности педагогов»:

  • подготовка высококвалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов;
  • создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;
  • создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций (обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога);
  • обеспечение повышения квалификации педагогов через очно-заочную, дистанционную курсовую подготовку (в соответствии с графиком);
  • повышение информационной, психологической и методической компетентности педагога.

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется в различных формах.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов с исполь-

зованием внешних ресурсов:

  • составление Плана-графика для прохождения курсов повышения квалификации на базе ИПКиППРО ОГПУ, РЦРО, ОГТИ ОГУ и др.;
  • активизация работы по повышению квалификации через участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах,  муниципальных методических объединениях учителей-предметников;
  • работа по реализации программы «Педагогические кадры».
  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне

школы:

  • организация работы методических объединений (учителей начальных классов, гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, классных руководителей);
  • организация работы временных творческих групп учителей по реализации задач и проектов школы;
  • разработка методических рекомендаций для педагогов;
  • проведение педагогических советов, обучающих семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, зональных заседаний методических объединений педагогов (в рамках сетевого взаимодействия школ – школа является «Базовой сельской школой»).

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется по следующим блокам: «Информационная компетентность педагога», «Психологическая компетентность педагога», «Методическая компетентность педагога».

 

Блок «Информационная компетентность педагога».

Цель: обеспечение повышения информационной компетентности учите-

лей по двум уровням подготовки.

I уровень – обучающие занятия «Введение в информационные технологии», занятия с педагогом-тьютором программы Intel – «Обучение для будущего» по обучению технологии создания учебного проекта, работе с сайтом школы, сайтом http://dnevnik.ru, созданию сайтов и веб-страниц педагогов, применение свободного программного обеспечения.

II уровень – обучающие занятия «Возможности интерактивной доски при организации образовательного процесса».

Школа является «Базовой сельской школой» при реализации сетевого взаимодействия школ Кувандыкского района с применением дистанционных образовательных технологий. Педагоги школы прошли обучение по применению компьютерных программ, работе с сайтом школы для применения дистанционных технологий в обучении. Преподавание ведется элективных курсов по русскому языку и математике для обучающихся нашей школы и трех школ района: два раза в месяц очно, два – дистанционно.

Блок «Психологическая компетентность педагога»

Цель: обеспечение повышения психологической компетентности учителей через реализацию программы лекций и тренинговых занятий для педагогов, направленных на изучение принципов эффективного взаимодействия, профилактику конфликтов между педагогами и другими участниками образовательного процесса.

Блок «Методическая компетентность педагога»

Цель: создание условий для постоянного обновления профессионально-

личностных компетенций (обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога) через проведение педагогичеких советов, обучающих, проблемных, семинаров, круглых столов, мастер-классов по актуальным вопросам модернизации образования, конкурсов методических разработок, педагогического мастерства учителей.

Нами проведены семинар «Гуманитарные образовательные технологии», круглый стол «Преемственность между дошкольным и начальным общем образованием», мастер-класс «Технологии критического мышления», муниципальный семинар учителей начальных классов «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения», муниципальный семинар руководителей образовательных организаций Кувандыкского района «Технологии реализации системно-деятельностного подхода: теоретический и практический аспекты», педагогические советы «Эффективность урока как условие повышения качества образования», «Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС второго поколения», «Мотивация к самостоятельному поиску знаний как средство формирования УУД», «Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС», «Проектирование урока по ФГОС на основе системно-деятельностного подхода» и др.

Так как школа является «Базовой сельской школой» в рамках сетевого взаимодействия школ, мы проводим зональные заседания методических объединений для школ Кувандыкского района.

  1. Повышение профессиональной компетентности через организацию индивидуальной работы педагогов по темам самообразования:
  • ежегодное составление банка данных тем самообразования учителей;
  • рассматривание вопросов по самообразованию педагогов на заседаниях  школьных методических объединений, методсовета;
  • творческие отчеты по темам самообразования.
  1. Повышение профессиональной компетентности молодых специали-

стов:

  • определение наставников для оказания адресной методической помощи молодым специалистам;
  • проведение инструктивных совещаний с молодыми специалистами по составлению тематического и поурочного планирования, плана воспитательной работы, ведению документации, ознакомлению с требованиями по оцениванию деятельности учащихся, по изучению учебных программ и пояснительных записок к ним;
  • организация участия молодых специалистов школы в муниципальном конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют»;
  • посещение уроков молодых специалистов и вновь принятых учителей с целью знакомства с их работой;
  • ежегодные отчеты по итогам работы.

 

Цели и задачи по направлению «Организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта»:

  • выявление и определение состояния методической, исследовательской работы в методических объединениях;
  • распространение передового педагогического опыта в коллективе школы;
  • выявление наиболее перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях, сайтах школы, сетевых сообществ.
  1. Представление педагогического опыта на уровне школы:
  • организация школьных методических недель, предметных недель;
  • составление медиабиблиотеки педагогического опыта;
  • взаимопосещение уроков;
  • публичные отчеты учителей-предметников (победителей различных конкурсов, учителей, проходящих аттестацию);
  • публикация творческих отчетов на сайте школы, сайтах сетевых сообществ.
  1. Представление педагогического опыта на уровне района:
  • проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, выступления на муниципальных методических объединениях;
  • публикации в средствах массовой информации, сборниках научных статей;
  • организация общения в сети Интернет с педагогическими сообществами различных регионов.

 

Цели и задачи по направлению «Обеспечение мотивации педагогического труда»

  • стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов;
  • выявление лучших образцов современной личностно-ориентированной педагогической деятельности в школе;
  • способствование росту престижа педагогического труда.
  1. Создание мотивационных условий:
  • направление на курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам образования, современным образовательным технологиям педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности и методической работе;
  • внутришкольный  конкурс  педагогического мастерства  (инновационная форма работы для нашей школы) позволит стимулировать повышение уровня преподавания предмета педагогами школы, активизировать их участие во внеурочной деятельности, критичнее подойти к самооценке собственной работы;
  • материальное поощрение педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности и методической работе;
  • представление к награждению почетными грамотами разного уровня, правительственными и отраслевыми наградами учителей, внесших значительный личностный вклад в развитие образовательной деятельности школы, муниципальной и региональной систем образования;
  • рекомендации педагогам к представлению и распространению перспективного опыта работы педагогическому сообществу на различных уровнях.

 

  1. Создание информационных условий:
  • информирование коллектива о достижениях педагогов и обучающихся на совещаниях при директоре, публичном отчете директора школы;
  • размещение информации о достижениях обучающихся и педагогов на сайте школы;
  • организация свободного доступа к информационным ресурсам сети Интернет;
  • организация выставок методической литературы.

 

Цель направления «Методическая поддержка педагогов в период аттестации»: повышение эффективности процедуры аттестации педагогических работников.

Методическая поддержка педагогов в школе осуществляется по следующим направлениям.

  1. Информирование:
  • знакомство с Положением о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и другими нормативными документами по аттестации;
  • изучение форм и способов повышения квалификации;
  • изучение возможности представления собственного педагогического опыта, оформления Портфолио.
  1. Методическая поддержка:
  • повышение квалификации (курсовая подготовка, обучающие семинары,трансляция педагогического опыта и пр.);
  • проведение семинаров и мастер-классов, направленных на стимулирование исследовательской и проектной деятельности аттестуемых педагогов;
  • оформление портфолио педагога;
  • проведение методических консультаций по индивидуальному запросу проходящего аттестацию педагога;
  • обучение самоанализу педагогической деятельности за межаттестационный период.
  1. Психологическое сопровождение:
  • проведение психологических тренингов и консультаций;
  • развитие навыков самопрезентации;
  • организация профилактики «синдрома эмоционального сгорания», преодоление и выход из стрессовой ситуации в период аттестации.

 

Оценочно-результативный компонент реализуется через направление «Оценка профессионального мастерства педагога».

Цель: создание механизма оценки качества профессиональной деятельности педагога  на диагностической основе.

 

Критерии и показатели профессионального мастерства педагога.

Критерии:

  • открытость;
  • профессионализм;
  • информационная грамотность;
  • авторитет.

Показатели:

  • активно участвует в инновационной деятельности школы;
  • использует в профессиональной деятельности современные образовательные технологии, активные формы, методы, приемы обучения;
  • участвует в диссеминации передового педагогического опыта;
  • имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%);
  • имеет высокие показатели качества обученности;
  • обучающиеся - участники и победители предметных олимпиад;
  • имеет высокие результаты на научно-практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;
  • участвует в конкурсах профессионального мастерства;
  • занимается научно- исследовательской деятельностью;
  • участвует в социально-значимых проектах и общественных мероприятиях;
  • реализует дополнительные образовательные услуги;
  • на высоком уровне проводит учебные занятия, внеклассные мероприятия, предметные недели;
  • факультативы, индивидуальные часы;
  • имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности.

Для осуществления мониторинга профессионального мастерства педагога, нами создан «Банк диагностических методик», оценивается «Портфолио» педагога.

На основе полученной информации проводится анализ педагогической деятельности и корректировка образовательного процесса, планируется оказание адресной методической помощи, разработка методических рекомендаций, принятие управленческих решений.

В условиях современной общеобразовательной школы внутришкольная система повышения квалификации учителя приобретает большое значение благодаря ее достоинствам, к главным из которых могут быть отнесены:

  • непрерывность процесса, развития профессиональной компетентности учителя, осуществляется целенаправленная практико-ориентированная подготовка педагога;
  • имеющиеся профессиональные компетентности учителя являются базовым компонентом для построения индивидуальных планов повышения квалификации педагогов;
  • возможность учета особенностей данной школы, а также постоянное отслеживание роста учителя и связанных с ним изменений в знаниях и развитии учащихся;
  • формирование  навыков инновационной деятельности педагогов, подготовка к участию  в конкурсах инновационных продуктов, проектов и программ, к диссеминации инновационного опыта.

Созданная внутришкольная система повышения квалификации позволяет успешно решать задачи, поставленные перед школой на современном этапе развития нашего общества:

  • качество знаний  с 2011 года повысилось на 15%;
  • рост среднего балла по ЕГЭ по всем предметам, средний балл по ЕГЭ на уровне и выше районного и региональных уровней;
  • поступление в вузы и ссузы ежегодно составляет 100% выпускников;
  • повысился интерес обучающихся к учебным предметам;
  • повышение образовательного уровня учителей: ВП – 94%, СП – 6%;
  • стимулирование учителей к повышению квалификации – за последние три года курсовую подготовку прошли 100% педагогов; рост процента проаттестованных учителей с 2011 года составляет 22%;
  • рост числа педагогов и обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня;
  • повышение показателей: уровень развития педагогического коллектива, оценка мотивационной среды развития школы, потребностей в профессиональном саморазвитии; -->
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Информационные ресурсы